ОБЗР 5-7 классы

Приложение № 19 к ООП ООО
МАОУ СОШ №22
им. Героя Советского Союза В.С. Маркова
(утверждено приказом № 311-од от 30.08.2024 г.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Основы безопасности и защиты Родины»
5-7 классы

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс
МОДУЛЬ № 1 «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»
Понятия «безопасность», «безопасность жизнедеятельности». Правила безопасности жизни.
Система государственной защиты в области безопасности.
Структура единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (РСЧС). Силы и средства РСЧС.
МОДУЛЬ № 2 «ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ»
Понятия «здоровье», «здоровый образ жизни». Физическое здоровье.
Режим дня. Отдых. Сон. Близорукость и дальнозоркость. Малоподвижный образ жизни.
Двигательная активность. Закаливание и закаливающие процедуры. Питание. Вода, белки,
витамины, жиры, минеральные вещества, углеводы. Определение понятия «гигиена». Уход за
зубами. Уход за кожей. Выбор одежды по сезону. Правила гигиены на каждый день.
Факторы, способствующие сбережению здоровья (правильное питание, закаливание организма).
Факторы, разрушающие здоровье (долгое сидение за компьютером, избыточный вес).
МОДУЛЬ № 3 «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ»
Общественный транспорт и правила для его пассажиров. Школьный автобус и правила
пользования им. Правила для пассажиров трамваев, троллейбусов, автобусов, метрополитена.
Регулирование дорожного движения. Дорожная разметка. Пешеходные переходы (регулируемые
и нерегулируемые). Пешеходная, велопешеходная и велосипедная дорожки. Дорожные знаки
(восемь групп). Транспортные и пешеходные светофоры. Сигналы светофоров. Сигналы
регулировщика. Движение пешеходов в городе и по загородным дорогам.
Безопасность на авиационном и водном транспорте. Правила поведения при возникновении
аварийной ситуации в самолете. Безопасность пассажиров морских и речных судов. Безопасность
в метрополитене.
МОДУЛЬ № 4 «БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ»
Особенности сельских поселений. Особенности городов как среды обитания (смог, переработка и
хранение бытовых отходов, шум и другие проблемы).
Правила вызова экстренных служб. Единый номер 112. Источники опасности в современном
жилище. Бытовой газ — источник повышенной опасности. Гигиена жилища.
Основные правила безопасности в подъезде и лифте. Основные правила безопасного поведения
на игровой площадке.
Меры предосторожности при использовании электроприборов.
Пользование водопроводом, канализацией и мусоропроводом. Правила поведения при пожаре в
квартире. Пожар на кухне, на балконе. Меры предосторожности при работе с печью.
Основные причины пожара в общественных зданиях. Основные поражающие факторы пожара.
Как вести себя при пожаре в общественном месте.
МОДУЛЬ № 5 «БЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИУМЕ»
Понятие «криминогенная ситуация». Разновидности преступлений. Правила безопасного
поведения на улице, в образовательной организации, дома. Криминальные угрозы, как их
избежать.
Методы снижения влияния стресса на поведение и общее состояние человека.
Как избежать конфликтной ситуации. Признаки агрессивного поведения у подростков.

МОДУЛЬ № 6 «ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ»
Захват в заложники. Правила поведения при захвате самолета террористами. Обеспечение
безопасности при перестрелке.
МОДУЛЬ № 7 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ»
Основные источники информации.
Понятия
«информационная
среда»,
«информационная
безопасность».
Понятие
«киберзависимость». Правила безопасности для защиты от информационных угроз и опасностей.
Информационная безопасность детей. Угроза информационной безопасности. Основные правила
поведения в социальных сетях.
МОДУЛЬ № 8 «ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ»
Цель оказания первой помощи. Неотложные состояния, при которых необходимо оказывать
помощь. Телефоны для вызова скорой медицинской помощи. Средства из домашней аптечки,
которые нужно использовать при оказании первой помощи.
Виды кровотечения. Способы временной остановки наружного кровотечения. Оказание первой
помощи при носовом кровотечении.
Способы транспортировки пострадавшего.
Народные средства для остановки кровотечения.
МОДУЛЬ № 9 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ»
Безопасность на улице. Как обеспечить свою безопасность в квартире. Безопасность на уроках и
переменах. Безопасность на практических занятиях.
МОДУЛЬ № 10 «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА ИГОСУДАРСТВА В
ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ»
Средства индивидуальной защиты населения от АХОВ.
МОДУЛЬ № 11 «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
Загрязнение атмосферы. Загрязнение почв. Загрязнение вод. Типовые приборы контроля качества
окружающей среды и продуктов питания.
Безопасное поведение в местах с загрязненной атмосферой. Безопасное поведение в местах с
загрязненной водой. Безопасное поведение в местах с загрязненной почвой.
6 класс
МОДУЛЬ № 1 «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»
Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
Чрезвычайные ситуации социального характера.
Опасные и чрезвычайные ситуации. Источники опасных ситуаций. Влияние человеческого
фактора на возникновение опасных ситуаций.
Понятия «безопасность», «безопасность жизнедеятельности». Правила безопасности жизни.
Система государственной защиты в области безопасности.
МОДУЛЬ № 2 «ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ»
Режим дня. Отдых. Сон. Правильная и неправильная осанка. Близорукость и дальнозоркость.
Развитие физических качеств (сила, быстрота, выносливость). Малоподвижный образ жизни.
Двигательная активность. Закаливание и закаливающие процедуры. Питание. Вода, белки,
витамины, жиры, минеральные вещества, углеводы. Определение понятия «гигиена».

Уход за зубами. Уход за кожей. Выбор одежды по сезону. Правила гигиены на каждый день.
МОДУЛЬ № 3 «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ»
Пешеходная, велопешеходная и велосипедная дорожки. Дорожные знаки (восемь групп).
Транспортные и пешеходные светофоры. Сигналы светофоров. Сигналы регулировщика.
Движение пешеходов в городе и по загородным дорогам.
МОДУЛЬ № 4 «ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ»
Обнаружение подозрительного предмета, который может оказаться взрывным устройством.
Захват в заложники. Правила поведения при захвате самолета террористами. Признаки наличия
взрывного устройства.
МОДУЛЬ № 5 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ»
Однодневные и многодневные, местные и дальние туристские походы. Основные меры
безопасности в туристских походах.
Ориентирование по солнцу. Ориентирование по природным признакам. Ориентирование по
местным признакам. Способы определения сторон горизонта по компасу, небесным светилам и
карте.
Руководитель похода и его обязанности. Санитар и его обязанности. Состав аптечки первой
помощи (походной аптечки). Туристское снаряжение в зависимости от вида похода.
Виды костров. Правила разведения костров.
Признаки приближающейся грозы. Безопасное поведение во время грозы.
Пеший поход. Ведущий турист. Замыкающий турист. Техника движения по равнинной и
пересеченной местности. Устройство бивака. Сооружение временного жилища при автономном
существовании. Способы добывание огня. Съедобные растения, грибы, орехи. Очистка и
обеззараживание воды. Средства аварийной сигнализации.
МОДУЛЬ № 6 «ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ»
Способы транспортировки пострадавшего
Понятия «ушиб», «травма», «перелом». Первая помощь. Первая помощь при электротравме.
Переломы, вывихи, растяжения
Первая помощь при переохлаждении, отморожении и ожоге. Психологическая поддержка
пострадавшего.
МОДУЛЬ № 7 «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА ИГОСУДАРСТВА В
ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ»
Источники химической опасности для населения. Правила поведения в зоне химической аварии.
Правила поведения при движении по зараженной территории. Средства индивидуальной защиты
населения от АХОВ.

7 класс
МОДУЛЬ № 1 «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»
Система управления гражданской обороной. Мероприятия по гражданской обороне. Подготовка
населения в области гражданской обороны. Задачи в области гражданской обороны. Принципы
организации и ведения гражданской обороны. Права и обязанности граждан в области
гражданской обороны
МОДУЛЬ № 2 «ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ»

Влияние вредных привычек на здоровье человека. Вред табакокурения и употребления спиртных
напитков. Электронные сигареты. Негативное отношение к приему наркотических и
токсикоманических веществ. Игромания. Компьютерная игровая зависимость. Профилактика
вредных привычек.
МОДУЛЬ № 3 «БЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИУМЕ»
Понятие «криминогенная ситуация». Разновидности преступлений. Правила безопасного
поведения на улице, в образовательной организации, дома. Криминальные угрозы, как их
избежать.
Методы снижения влияния стресса на поведение и общее состояние человека.
МОДУЛЬ № 4 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ»
Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (землетрясение).
Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (извержения вулканов, оползни,
обвалы).
Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (ураганы и бури, смерчи).
Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (наводнения, сели, цунами, снежные
лавины).
Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера
Степные, тростниковые, лесные и торфяные пожары. Правила безопасности и защита населения.
МОДУЛЬ № 5 «ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ»
Виды кровотечения. Способы временной остановки наружного кровотечения. Оказание первой
помощи при носовом кровотечении
Понятия «ушиб», «травма», «перелом». Первая помощь. Способы транспортировки
пострадавшего.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения. Способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности и
проявляются в индивидуальных социально значимых качествах, которые выражаются прежде
всего в готовности обучающихся к саморазвитию, самостоятельности, инициативе и
личностному самоопределению; осмысленному ведению здорового и безопасного образа жизни
и соблюдению правил экологического поведения; к целенаправленной социально значимой
деятельности; принятию внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к
себе, к окружающим людям и к жизни в целом.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЗР, должны
отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных
ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе.
Личностные результаты изучения ОБЗР включают:
1) патриотическое воспитание:
осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;

уважение к символам государства, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной
стране;
формирование чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению
конституционного долга – защите Отечества;
2) гражданское воспитание:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об
основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах
межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям,
нуждающимся в ней);
сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в
обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;
понимание и признание особой роли государства в обеспечении государственной и
международной безопасности, обороны, осмысление роли государства и общества в решении
задачи защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера;
знание и понимание роли государства в противодействии основным вызовам
современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических
средств, неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, формирование веротерпимости,
уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, развитие
способности к конструктивному диалогу с другими людьми;
3) духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства;
развитие ответственного отношения к ведению здорового образа жизни, исключающего
употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесение иного вреда собственному здоровью и
здоровью окружающих;
формирование личности безопасного типа, осознанного и ответственного отношения к
личной безопасности и безопасности других людей;
4) эстетическое воспитание:
формирование гармоничной личности, развитие способности воспринимать, ценить и
создавать прекрасное в повседневной жизни;
понимание взаимозависимости счастливого юношества и безопасного личного поведения в
повседневной жизни;
5) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой;

овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия;
формирование современной научной картины мира, понимание причин, механизмов
возникновения и последствий распространённых видов опасных и чрезвычайных ситуаций,
которые могут произойти во время пребывания в различных средах (бытовые условия, дорожное
движение, общественные места и социум, природа, коммуникационные связи и каналы);
установка на осмысление опыта, наблюдений и поступков, овладение способностью
оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные
решения в опасных или чрезвычайных ситуациях с учётом реальных условий и возможностей;
6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
понимание личностного смысла изучения учебного предмета ОБЗР, его значения для
безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства;
осознание ценности жизни;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в Интернет–
среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысливая собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других людей, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние своё и других людей, уметь управлять
собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека;
7) трудовое воспитание:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
укрепление ответственного отношения к учёбе, способности применять меры и средства
индивидуальной защиты, приёмы рационального и безопасного поведения в опасных и
чрезвычайных ситуациях;
овладение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания,
остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные
пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях;

установка на овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных
ситуаций во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в
общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков
культурной среды);
8) экологическое воспитание:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной безопасной
жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на территории
проживания.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения ОБЗР на уровне основного общего образования у обучающегося
будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные
универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; проводить
выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по
аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных
критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать
проблемные
вопросы,
отражающие
несоответствие
между
рассматриваемым и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) повседневной
жизни;
обобщать, анализировать и оценивать получаемую информацию, выдвигать гипотезы,
аргументировать свою точку зрения, делать обоснованные выводы по результатам исследования;
проводить (принимать участие) небольшое самостоятельное исследование заданного
объекта (явления), устанавливать причинно-следственные связи;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.

Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию;
овладение
системой
универсальных
познавательных
действий
обеспечивает
сформированность когнитивных навыков обучающихся.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
уверенно высказывать свою точку зрения в устной и письменной речи, выражать эмоции в
соответствии с форматом и целями общения, определять предпосылки возникновения
конфликтных ситуаций и выстраивать грамотное общение для их смягчения;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков и
намерения других людей, уважительно, в корректной форме формулировать свои взгляды;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
в ходе общения задавать вопросы и выдавать ответы по существу решаемой учебной
задачи, обнаруживать различие и сходство позиций других участников диалога;
публично представлять результаты решения учебной задачи, самостоятельно выбирать
наиболее целесообразный формат выступления и готовить различные презентационные
материалы.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять проблемные вопросы, требующие решения в жизненных и учебных ситуациях;
аргументированно определять оптимальный вариант принятия решений, самостоятельно
составлять алгоритм (часть алгоритма) и выбирать способ решения учебной задачи с учётом
собственных возможностей и имеющихся ресурсов;
составлять план действий, находить необходимые ресурсы для его выполнения, при
необходимости корректировать предложенный алгоритм, брать ответственность за принятое
решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
давать оценку ситуации, предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, и вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
управлять собственными эмоциями и не поддаваться эмоциям других людей, выявлять и
анализировать их причины;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого человека,
регулировать способ выражения эмоций;

осознанно относиться к другому человеку, его мнению, признавать право на ошибку свою
и чужую;
быть открытым себе и другим людям, осознавать невозможность контроля всего вокруг.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной учебной задачи;
планировать организацию совместной деятельности (распределять роли и понимать свою
роль, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной
работы, подчиняться, выделять общую точку зрения, договариваться о результатах);
определять свои действия и действия партнёра, которые помогали или затрудняли
нахождение общего решения, оценивать качество своего вклада в общий продукт по заданным
участниками группы критериям, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчёта перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ культуры
безопасности и защиты Родины и проявляются в способности построения и следования модели
индивидуального безопасного поведения и опыте её применения в повседневной жизни.
Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем безопасности и
усвоении обучающимися минимума основных ключевых понятий, которые в дальнейшем будут
использоваться без дополнительных разъяснений, приобретении систематизированных знаний
основ комплексной безопасности личности, общества и государства, военной подготовки,
индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и
антитеррористического поведения, овладении базовыми медицинскими знаниями и
практическими умениями безопасного поведения в повседневной жизни.
Предметные результаты по ОБЗР должны обеспечивать:
 сформированность представлений о значении безопасного и устойчивого развития для
государства, общества, личности; фундаментальных ценностях и принципах,
формирующих основы российского общества, безопасности страны, закрепленных в
Конституции Российской Федерации, правовых основах обеспечения национальной
безопасности, угрозах мирного и военного характера;
 освоение знаний о мероприятиях по защите населения при чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и биолого-социального характера, возникновении военной
угрозы; формирование представлений о роли гражданской обороны и ее истории;
знание порядка действий при сигнале «Внимание всем!»; знание об индивидуальных и
коллективных мерах защиты и сформированность представлений о порядке их
применения;
 сформированность чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к
выполнению конституционного долга – защите Отечества; овладение знаниями об
истории возникновения и развития военной организации государства, функции и задачи
современных Вооруженных сил Российской Федерации, знание особенностей
добровольной и обязательной подготовки к военной службе;
 сформированность представлений о назначении, боевых свойствах и общем устройстве
стрелкового оружия;
 овладение основными положениями общевоинских уставов Вооруженных Сил
Российской Федерации и умение их применять при выполнении обязанностей воинской
службы;
 сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности,
понятиях «опасность», «безопасность», «риск», знание универсальных правил

безопасного поведения, готовность применять их на практике, используя освоенные
знания и умения, освоение основ проектирования собственной безопасной
жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков;
 знание правил дорожного движения, пожарной безопасности, безопасного поведения в
быту, транспорте, в общественных местах, на природе и умение применять их в
поведении;
 сформированность представлений о порядке действий при возникновении
чрезвычайных ситуаций в быту, транспорте, в общественных местах, на природе;
умение оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать
обоснованные решения в опасных и чрезвычайных ситуациях, с учетом реальных
условий и возможностей;
 освоение основ медицинских знаний и владение умениями оказывать первую помощь
пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях,
попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей
тела,
ожогах,
отморожениях,
отравлениях;
сформированность
социально
ответственного отношения к ведению здорового образа жизни, исключающего
употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесения иного вреда собственному
здоровью и здоровью окружающих;
 сформированность представлений о правилах безопасного поведения в социуме,
овладение знаниями об опасных проявлениях конфликтов, манипулятивном поведении,
умения распознавать опасные проявления и формирование готовности им
противодействовать;
 сформированность представлений об информационных и компьютерных угрозах,
опасных явлениях в Интернете, знания о правилах безопасного поведения в
информационном пространстве и готовность применять их на практике;
 освоение знаний об основах общественно-государственной системы противодействия
экстремизму и терроризму; сформированность представлений об опасности вовлечения
в деструктивную, экстремистскую и террористическую деятельность, умение
распознавать опасности вовлечения; знания правил безопасного поведения при угрозе
или в случае террористического акта;
 сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в
обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;
 понимание роли государства в обеспечении государственной и международной
безопасности, обороны, в противодействии основным вызовам современности:
терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических средств.
Достижение результатов освоения программы ОБЗР обеспечивается посредством
достижения предметных результатов освоения модулей ОБЗР.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество
часов

1

МОДУЛЬ № 1 «КУЛЬТУРА
БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

2

МОДУЛЬ № 2 «ЗДОРОВЬЕ И КАК
ЕГО СОХРАНИТЬ»

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

3

МОДУЛЬ № 3 «БЕЗОПАСНОСТЬ
НА ТРАНСПОРТЕ»

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

4

МОДУЛЬ № 4 «БЕЗОПАСНОСТЬ В
БЫТУ»

6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

5

МОДУЛЬ № 5 «БЕЗОПАСНОСТЬ В
СОЦИУМЕ»

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

6

МОДУЛЬ № 6 «ОСНОВЫ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ»

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

7

МОДУЛЬ № 7 «БЕЗОПАСНОСТЬ В
ИНФОРМАЦИОННОМ
ПРОСТРАНСТВЕ»

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

8

МОДУЛЬ № 8 «ОСНОВЫ
МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ»

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

9

МОДУЛЬ № 9 «БЕЗОПАСНОСТЬ В
ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ»

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

10

МОДУЛЬ № 10
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТИ,
ОБЩЕСТВА ИГОСУДАРСТВА В
ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ
НАСЕЛЕНИЯ»

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

11

МОДУЛЬ № 11 «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ»

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

6 КЛАСС

№ п/п

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Наименование разделов и тем
программы
Количество
часов

1

МОДУЛЬ № 1 «КУЛЬТУРА
БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b59
0

2

МОДУЛЬ № 2 «ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО
СОХРАНИТЬ»

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b59
0

3

МОДУЛЬ № 3 «БЕЗОПАСНОСТЬ НА
ТРАНСПОРТЕ»

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b59
0

4

МОДУЛЬ № 4 «ОСНОВЫ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ
И ТЕРРОРИЗМУ»

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b59
0

5

МОДУЛЬ № 5 «БЕЗОПАСНОСТЬ В
ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ»

19

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b59
0

6

МОДУЛЬ № 6 «ОСНОВЫ
МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ»

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b59
0

7

МОДУЛЬ № 7 «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА
ИГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ И
ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ»

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b59
0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество
часов

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1

МОДУЛЬ № 1 «КУЛЬТУРА
БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

2

МОДУЛЬ № 2 «ЗДОРОВЬЕ И КАК
ЕГО СОХРАНИТЬ»

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

3

МОДУЛЬ № 3 «БЕЗОПАСНОСТЬ В
СОЦИУМЕ»

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

4

МОДУЛЬ № 4 «БЕЗОПАСНОСТЬ В
ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ»

22

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

5

МОДУЛЬ № 5 «ОСНОВЫ
МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ»

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».