Приложение № 16 к ООП НОО
МАОУ СОШ №22
им. Героя Советского Союза В.С. Маркова
(утверждено приказом № 306-од от 29.08.2025 г.)
План внеурочной деятельности обучающихся
начального общего образования
на 2025-2026 учебный год
Пояснительная записка
План внеурочной деятельности определяет формы организации и объём внеурочной
деятельности для обучающихся при освоении ими программы начального общего образования
(до 1320 академических часов за четыре года обучения) с учётом образовательных
потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся, возможностей образовательной организации.
Основная образовательная программа реализуется через урочную и внеурочную
деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и
организации обучения в общеобразовательных организациях (СанПин 1.2. 3685-21)
Вне зависимости от продолжительности учебной недели объем внеурочной
деятельности не должен быть больше 10 часов в неделю. МАОУ СОШ№22 самостоятельно
определяет объем часов, отводимых на внеурочную деятельность, в соответствии с
содержательной и организационной спецификой основной образовательной программы
начального общего образования, реализуя объем часов, как в учебное, так и в каникулярное
время.
План внеурочной деятельности МАОУ СОШ №22 — психолого-педагогическое
сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной
адаптации и развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов. План
внеурочной деятельности формируется с учетом предоставления права участникам
образовательных отношений выбора направления и содержания учебных курсов.
Основными задачами организации внеурочной деятельности являются следующие:
1) поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов
освоения программы начального общего образования;
2) совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в
разновозрастной школьной среде;
3) формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного
образа жизни;
4) повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и
проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей участников;
5) развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств,
обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться,
подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений
командной работы;
6) поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления;
7) формирование культуры поведения в информационной среде.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности младшего
школьника с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы
представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практикоориентированные характеристики. При выборе направлений и отборе содержания обучения
МАОУ СОШ №22 учитывает:
—
особенности образовательной организации (условия функционирования, тип школы,
особенности контингента, кадровый состав);
—
результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и
трудности их учебной деятельности;
—
возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных
занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью;
—
особенности
информационно-образовательной
среды
образовательной
организации, национальные и культурные особенности региона, где находится
образовательная организация.
Направления внеурочной деятельности и их содержательное наполнение
МАОУ СОШ №22 самостоятельно выбирает направления и формы организации
внеурочной деятельности. При отборе направлений внеурочной деятельности школа
ориентируется, прежде всего, на свои особенности функционирования, психологопедагогические характеристики обучающихся, их потребности, интересы и уровни
успешности обучения. К выбору направлений внеурочной деятельности и их организации
привлекаются родители как законные участники образовательных отношений. Один час в
неделю отводится на внеурочное занятие "Разговоры о важном".
Внеурочные занятия "Разговоры о важном" направлены на развитие ценностного
отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной
истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия "Разговоры о важном
направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося,
необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий "Разговоры о важном" - разговор и (или) беседа с
обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в
современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира,
техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной
культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим
и ответственным отношением к собственным поступкам.
Направления и цели внеурочной деятельности
1. Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие
школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения
правил здорового безопасного образа жизни.
2. Проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное изучение
учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов.
3. Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование функциональной
коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества.
4. Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как система
разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности
к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становлению умений
участвовать в театрализованной деятельности.
5. Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной
деятельности, которые формируют представления младших школьников о разнообразных
современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на
компьютере.
6. Интеллектуальные марафоны — система интеллектуальных соревновательных
мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и эрудицию обучающегося, его
познавательные интересу и способности к самообразованию.
7. «Учение с увлечением!» включает систему занятий в зоне ближайшего развития, когда
учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при
изучении разных предметов.
Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим
требованиям:
—
целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач
конкретного направления;
—
преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное
активное участие обучающегося в практической деятельности, в том числе совместной
(парной, групповой, коллективной);
—
учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или иное
направление внеучебной деятельности;
—
использование форм организации, предполагающих использование средств ИКТ.
Главный ориентир – формы внеурочной деятельности должны отличаться от урочных
форм (п.3.4.16.СП 2.4.3648-20). Формы организации внеурочной деятельности следующие:
учебные курсы; спортивные секции; соревновательные мероприятия, волонтерский отряд,
кружки, классный час «Разговоры о важном», организационная линейка «Понедельник»,
экскурсии, мини-исследования; общественно полезные практики и др.
При организации внеурочной деятельности принимают участие все педагогические
работники школы (учителя начальной школы, учителя-предметники, социальный педагог,
педагог-психолог, учитель-дефектолог, логопед, педагоги-организаторы, библиотекарь и
др.).
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части
создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в
художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Объединение усилий
внеурочной деятельности и дополнительного образования строится на использовании
единых форм организации.
Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет основной
учитель-классный руководитель, ведущий класс начальной школы, завуч начальных
классов, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Основные направления и содержание внеурочной деятельности
Направления внеурочной
деятельности
Содержание направлений
Курсы внеурочной
деятельности
спортивно-оздоровительная
деятельность
-формирование у обучающихся основ
здорового образа жизни, развитие
творческой самостоятельности
посредством освоения двигательной
деятельности; воспитание
нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и
свойств личности.
-приобщение детей к народному
творчеству; привитие любви к
народным традициям; расширение их
представлений о культуре русского
народа;
-формирование чувства национального
достоинства; развитие
эстетического и нравственного
восприятия мира.
ОФП, Баскетбол,
Проектно-исследовательская
деятельность
Коммуникативная деятельность
-формирование у детей навыков и
устойчивых положительных
привычек безопасного поведения на
улице; воспитание любви к
ближнему: ценности чужой жизни.
Программа
«Праздники,
традиции и ремесла
народов России»
«Я – пешеход и
пассажир»
-формирование начальных
представлений об окружающих
экономических условиях жизни и
деятельности людей.
-принятие
обучающимися
правил
Программа «Уроки
здорового образа жизни;
нравственности»
-развитие
морально-этического
сознания;
Художественно-эстетическая
творческая деятельность
«Учение с увлечением!»
Коммуникативная деятельность 2
-принятие
обучающимися
правил
здорового образа жизни;
-развитие
морально-этического
сознания;
-получение
обучающимся
опыта
переживания и позитивного отношения
к базовым ценностям общества,
ценностного отношения к социальной
реальности в целом.
-осознание
языка
как
явления
национальной культуры и основного
средства человеческого общения;
-формирование
позитивного
отношения к правильной речи как
показателю общей культуры человека;
-формирование интереса к новым
видам творчества, к новым способам
самовыражения; познавательного
интерес к новым способам
исследования технологий и
материалов; воспитание трудолюбия,
бережного отношения к окружающим,
самостоятельности и аккуратности.
Привитие интереса к народному
искусству.
разнообразных
-систематизация
творческих мастерских по развитию
художественного
творчества,
способности
к
импровизации,
драматизации,
выразительному
чтению, а также становлению умений
участвовать
в
театрализованной
деятельности.
-расширение
представлений
о
театральном творчестве, формирование
умений вступать в ролевые отношения,
перевоплощаться; развитие творческих
способностей, интереса к театральному
искусству
и
театрализованной
деятельности.
- формирование у детей мотивации к
обучению, к самоорганизации и
саморазвитии;
- развитие познавательных навыков
обучающихся, умений самостоятельно
конструировать свои знания,
ориентироваться в информационном
пространстве, развитие критического и
творческого мышления.
-осознание себя членом общества и
государства самоопределение своей
российской
гражданской
идентичности, чувство любви к своей
стране, выражающееся в интересе к ее
истории и культуре;
-развитие
морально-этического
сознания; -получение обучающимся
«Изучаю родной
край»
Программа «Орлята
России»
Общешкольная
годовая игра
Программа
«Робототехника»
«Шахматы»
«Разговоры о
важном»
Организационная
линейка
«Понедельник»
опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям
общества, ценностного отношения к
социальной реальности в целом.
План внеурочной деятельности в 1-х классах
Направление
внеурочной
деятельности
Виды внеурочной
деятельности
Кол-во часов для 1 класса
1а
1б
1в
1г
ПроектноПрограмма «Изучаю родной
исследовательская край»
деятельность
Программа «Орлята России» 1
Программа «Праздники,
традиции и ремесла народов
России»
Коммуникативная Клуб «Разговоры о важном»
деятельность
Программа «Я – пешеход и
пассажир»
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
1
1
Программа «Орлята России»
1
1
1
1
Программа «Робототехника»
1
1
1
Программа «Орлята России»
5
1
1
Программа «Шахматы»
Итого за неделю
1
1
Программа «Я – пешеход и
пассажир»
Программа «Шахматы»
1
1
Программа «Я – пешеход и
пассажир»
«Ученье с
увлеченьем»
1
1
Программа «Я – пешеход и
пассажир»
Программа «Я – пешеход и
пассажир»
1
1
Программа «Орлята России»
Программа «ОФП»
всего
1
Программа «Орлята России»
спортивнооздоровительная
деятельность
1д
5
5
5
1
1
5
25
Итого за учебный
год
165
165
165
165
165
*Часы, отведенные на внеурочную
деятельность, используются для проведения
общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации
образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев
и других мероприятий.
План внеурочной деятельности в 2-х классах
Направление
внеурочной
деятельности
Виды внеурочной
деятельности, ФИО
педагога, время проведения
занятий
Проектноисследовательс
кая
деятельность
Программа «Орлята
России»
Кол-во часов для 2 класса
2а
2б
2в
2г
2
2
Программа «Орлята
России»
2
2
2
Программа «Орлята
России»
2
Программа «Орлята
россии»
Коммуникатив
ная
деятельность
всего
2
Программа «Орлята России
спортивноПрограмма «ОФП»
оздоровительна
я деятельность
2д
2
2
2
1
1
1
1
1
5
Клуб «Разговоры о важном» 1
Программа «Я – пешеход и 1
пассажир»
1
1
1
1
5
1
Программа «Я – пешеход и
пассажир»
1
Программа «Я – пешеход и
пассажир»
1
1
1
Программа «Я – пешеход и
пассажир»
1
Программа «Я – пешеход и
пассажир»
1
1
1
25
Итого за
неделю
5
5
5
5
5
Итого за
учебный год
170
170
170
170
170
*Часы, отведенные на внеурочную
деятельность, используются для проведения
общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации
образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев
и других мероприятий.
План внеурочной деятельности в 3-х классах
Направление
внеурочной
деятельности
Виды внеурочной деятельности, Кол-во часов для 3 класса
ФИО педагога, время
3а
3б
3в
3г
проведения занятий
ПроектноПрограмма «Орлята России»
исследователь
ская
Программа «Орлята России»
деятельность
Программа «Орлята России»
3д
2
2
2
2
Программа «Орлята России»
Программа «ОФП»
2
1
1
2
2
2
2
1
2
Программа «ОФП»
Коммуникати
вная
деятельность
2
2
Программа «Орлята России»
всег
о
2
Программа «Орлята России»
спортивнооздоровитель
ная
деятельность
3е
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
6
Клуб «Разговоры о важном»
Программа «Я – пешеход и
пассажир»
1
Программа «Я – пешеход и
пассажир»
Программа «Я – пешеход и
пассажир»
1
1
1
1
1
Программа «Я – пешеход и
пассажир»
1
Программа «Я – пешеход и
пассажир»
1
Программа «Я – пешеход и
пассажир»
1
1
1
1
Итого за неделю
5
5
5
5
5
5
Итого за учебный год
170
170
170
170
170
170
30
*Часы, отведенные на внеурочную
деятельность, используются для проведения
общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации
образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев
и других мероприятий.
План внеурочной деятельности в 4-х классах
Направление
внеурочной
деятельности
Виды внеурочной
деятельности, ФИО
педагога, время проведения
занятий
Проектноисследовательская
деятельность
Программа
России»
«Орлята 2
Программа
России»
«Орлята
Программа
России»
«Орлята
Программа
России»
«Орлята
Программа
России»
«Орлята
спортивнооздоровительная
деятельность
4а
Клуб «Разговоры о
важном»
4б
4в
4д
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
Программа «Я – пешеход и
пассажир»
2
3
1
2
1
5
1
1
1
1
Программа «Я – пешеход и
пассажир»
1
1
Программа «Уроки
нравственности»
всего
2
Программа «Волонтерский
отряд»
Программа «Я – пешеход и
пассажир»
4е
2
Программа «ОФП»
Программа «Баскетбол»
Коммуникативная
деятельность
Кол-во часов для 4 класса
1
1
1
1
Итого за неделю
5
5
5
5
5
Итого за учебный год
170
170
170
170
170
25
*Часы, отведенные на внеурочную
деятельность, используются для проведения
общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации
образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев
и других мероприятий.
11