Программа формирования УУД для уровня СОО

Приложение № 21 к ООП СОО
МАОУ СОШ №22
им. Героя Советского Союза В.С. Маркова
(утверждено приказом № 314-од от 30.08.2023 г.)

ПРОГРАММА
ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
МАОУ СОШ №22

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа формирования универсальных учебных действий (УУД)
обучающихся на уровне СОО в МАОУ СОШ №22 составлена в соответствии с
нормативными документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;

приказом Минпросвещения России от 17.05.2012 № 413 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования» (с изменениями);

приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 «Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего
образования»;

Положением МАОУ СОШ №22 об организации проектной и
учебно-исследовательской деятельности в школе.


Универсальные учебные действия трактуются во ФГОС СОО как обобщенные
учебные действия, позволяющие решать широкий круг задач в различных предметных
областях и являющиеся результатами освоения обучающимися основной
образовательной программы среднего общего образования.
В соответствии с ФГОС СОО программа формирования УУД содержит:
цели и задачи, включая учебно-исследовательскую и проектную
деятельность
обучающихся
как
средства
совершенствования их
универсальных учебных действий; описание места Программы и ее роли в
реализации требований Стандарта;

описание понятий, функций, состава и характеристик
универсальных учебных действий и их связи с содержанием отдельных
учебных предметов и внеурочной деятельностью, а также места
универсальных учебных действий в структуре образовательной деятельности;

типовые задачи по формированию универсальных учебных
действий;

описание особенностей учебно-исследовательской и проектной
деятельности обучающихся;

описание основных направлений учебно-исследовательской и
проектной деятельности обучающихся;

планируемые
результаты
учебно-исследовательской
и
проектной деятельности обучающихся в рамках урочной и внеурочной
деятельности;

описание условий, обеспечивающих развитие универсальных
учебных действий у обучающихся, в том числе системы организационнометодического и ресурсного обеспечения учебно-исследовательской и
проектной деятельности обучающихся;

методику и инструментарий оценки успешности освоения и
применения обучающимися универсальных учебных действий.


Программа формирования УУД на уровне СОО составлена в соответствии с
Федеральной образовательной программой среднего общего образования и включает
три раздела:




целевой;
содержательный;
организационный.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

На уровне среднего общего образования в МАОУ СОШ №22 продолжается
формирование универсальных учебных действий (далее – УУД), систематизированный
комплекс которых закреплен во ФГОС СОО.
Формирование системы УУД осуществляется с учетом возрастных
особенностей развития личностной и познавательной сфер обучающихся. УУД
целенаправленно формируются в дошкольном, младшем школьном, подростковом
возрастах и достигают высокого уровня развития к моменту перехода обучающихся на
уровень среднего общего образования. Помимо возрастания сложности выполняемых
действий, повышается уровень их рефлексивности (осознанности). Именно переход на
качественно новый уровень рефлексии выделяет старший школьный возраст как
особенный этап в становлении УУД. УУД в процессе взросления из средства
успешности решения предметных задач постепенно превращаются в объект
рассмотрения, анализа. Развивается также способность осуществлять широкий перенос
сформированных УУД на внеучебные ситуации. Выработанные на базе предметного
обучения и отрефлексированные, УУД начинают использоваться как универсальные в
различных жизненных контекстах.
На уровне среднего общего образования регулятивные действия должны
прирасти за счет умения выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях, в
конечном счете управлять своей деятельностью в открытом образовательном
пространстве. Развитие регулятивных действий тесно переплетается с развитием
коммуникативных УУД. Обучающиеся осознанно используют коллективнораспределенную деятельность для решения разноплановых учебных, познавательных,
исследовательских, проектных, профессиональных задач, для эффективного
разрешения конфликтов. Старший школьный возраст является ключевым для развития
познавательных УУД и формирования собственной образовательной стратегии.
Появляется сознательное и развернутое формирование образовательного запроса. Это
особенно важно с учетом повышения вариативности на уровне среднего общего
образования, когда обучающийся оказывается в ситуации выбора уровня изучения
предметов, профиля и подготовки к выбору будущей профессии.
Программа формированияУУД направлена:
на реализацию требований Стандарта к личностным и
метапредметным
результатам
освоения
основной
образовательной
программы;

повышение эффективности освоения обучающимися основной
образовательной программы, а также усвоения знаний и учебных действий;


формирование у обучающихся системных представлений и
опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и
учебно-исследовательской деятельности для достижения практикоориентированных результатов образования;

формирование навыков разработки, реализации и общественной
презентации обучающимися результатов исследования, индивидуального
проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально
значимой проблемы;

обеспечение умения школьников учиться, дальнейшее развитие
способности к самосовершенствованию и саморазвитию, а также на
реализацию системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС
СОО, и развивающего потенциала общего образования.


Программа формирования УУД обеспечивает:
развитие у обучающихся способности к самопознанию,
саморазвитию и самоопределению; формирование личностных ценностносмысловых ориентиров и установок, системы значимых социальных и
межличностных отношений;

формирование умений самостоятельного планирования и
осуществления
учебной
деятельности
и
организации
учебного
сотрудничества с педагогами и сверстниками;

повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и
учебных действий, формирование научного типа мышления, компетентностей
в предметных областях, учебно-исследовательской, проектной, социальной
деятельности;

создание условий для интеграции урочных и внеурочных форм
учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;

формирование навыков участия в различных формах
организации
учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности
(творческих
конкурсах,
научных
обществах,
научно-практических
конференциях, олимпиадах и др.), возможность получения практикоориентированного результата;

формирование и развитие компетенций обучающихся в области
использования ИКТ, включая владение ИКТ, поиском, анализом и передачей
информации, презентацией выполненных работ, основами информационной
безопасности, умением безопасного использования ИКТ;

формирование знаний и навыков в области финансовой
грамотности и устойчивого развития общества;

возможность практического использования приобретенных
обучающимися коммуникативных навыков, навыков целеполагания,
планирования и самоконтроля;

подготовку к осознанному выбору дальнейшего образования и
профессиональной деятельности.


СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Программа формирования УУД у обучающихся МАОУ СОШ №22 содержит:
1.

Описание взаимосвязи УУД с содержанием учебных предметов.

2. Описание особенностей реализации основных направлений и
форм учебно-исследовательской и проектной деятельности.
3. Планируемые
результаты
учебно-исследовательской
и
проектной деятельности обучающихся в рамках урочной и внеурочной
деятельности.
4. Типовые задачи по формированию УУД.
5. Методику и инструментарий оценки успешности освоения и
применения обучающимися УУД.
1. Описание взаимосвязи УУД с содержанием учебных предметов
Содержание среднего общего образования определяется программой среднего
общего образования. Предметное учебное содержание фиксируется в рабочих
программах.
Педагоги МАОУ СОШ №22 используют федеральные рабочие программы для
разработки рабочих программ по учебным предметам, в которых определенные во
ФГОС СОО УУД отражаются в двух компонентах:

как часть метапредметных результатов обучения в разделе
«Планируемые результаты освоения учебного предмета на уровне среднего
общего образования»;

в соотнесении с предметными результатами по основным
разделам и темам учебного содержания.

Содержание и планируемые результаты рабочих программ представлены в
содержательном разделе ООП СОО МАОУ СОШ №22, описание реализации
требований формирования УУД в предметных результатах.
1. РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА.
Формирование универсальных учебных познавательных действий включает
базовые логические действия:
устанавливать существенный признак или основание для
сравнения, классификации и обобщения языковых единиц, языковых фактов
и процессов, текстов различных функциональных разновидностей языка,
функционально-смысловых типов, жанров; устанавливать основания для
сравнения литературных героев, художественных произведений и их
фрагментов, классификации и обобщения литературных фактов; сопоставлять
текст с другими произведениями русской и зарубежной литературы,
интерпретациями в различных видах искусств;

выявлять закономерности и противоречия в языковых фактах,
данных в наблюдении (например, традиционный принцип русской
орфографии и правописание чередующихся гласных и др.); при изучении
литературных произведений, направлений, фактов историко-литературного
процесса; анализировать изменения (например, в лексическом составе
русского языка) и находить закономерности; формулировать и использовать
определения понятий; толковать лексическое значение слова путем


установления родовых и видовых смысловых компонентов, отражающих
основные родо-видовые признаки реалии;
Формирование универсальных учебных познавательных действий включает
базовые исследовательские действия:
формулировать
вопросы
исследовательского
характера
(например, о лексической сочетаемости слов, об особенности употребления
стилистически окрашенной лексики и др.);

выдвигать гипотезы (например, о целях использования
изобразительно-выразительных средств языка, о причинах изменений в
лексическом составе русского языка, стилистических изменений и др.),
обосновывать, аргументировать суждения;

анализировать результаты, полученные в ходе решения
языковой и речевой задачи, критически оценивать их достоверность;


Формирование универсальных учебных познавательных действий включает
работу с информацией:

самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации из энциклопедий, словарей, справочников;
средств массовой информации, государственных электронных ресурсов
учебного назначения; оценивать достоверность информации, ее соответствие
правовым и морально-этическим нормам;

Формирование универсальных учебных коммуникативных действий включает
умения:
владеть
различными
видами
монолога
и
диалога,
формулировать в устной и письменной форме суждения на социальнокультурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с
темой, целью, сферой и ситуацией общения; правильно, логично,
аргументированно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;

пользоваться невербальными средствами общения, понимать
значение социальных знаков;


Формирование универсальных учебных регулятивных действий включает
умения:
самостоятельно составлять план действий при анализе и
создании текста, вносить необходимые коррективы;

оценивать приобретенный опыт, в том числе речевой;
анализировать и оценивать собственную работу: меру самостоятельности,
затруднения, дефициты, ошибки и др.;


2. ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК.
Формирование универсальных учебных познавательных действий включает
базовые логические и исследовательские действия:

анализировать, устанавливать аналогии между способами
выражения мысли средствами иностранного и родного языков;

распознавать свойства и признаки языковых единиц и языковых
явлений иностранного языка; сравнивать, классифицировать и обобщать их;


Формирование универсальных учебных познавательных действий включает
работу с информацией:

использовать в соответствии с коммуникативной задачей
различные стратегии чтения и аудирования для получения информации (с
пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой
информации, с полным пониманием);

полно и точно понимать прочитанный текст на основе его
информационной переработки (смыслового и структурного анализа
отдельных частей текста, выборочного перевода);

Формирование универсальных учебных коммуникативных действий включает
умения:

воспринимать и создавать собственные диалогические и
монологические высказывания на иностранном языке, участвовать в
обсуждениях, выступлениях в соответствии с условиями и целями общения;

развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с
использованием адекватных языковых средств изучаемого иностранного
языка;

выбирать и использовать выразительные средства языка и
знаковых систем (текст, таблица, схема и др.) в соответствии с
коммуникативной задачей;

Формирование универсальных учебных регулятивных действий включает
умения:

планировать организацию совместной работы, распределять
задачи, определять свою роль и координировать свои действия с другими
членами команды;

выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;

3. МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА.
Формирование универсальных учебных познавательных действий включает
базовые логические действия:
выявлять качества, характеристики математических понятий и
отношений между понятиями; формулировать определения понятий;

устанавливать
существенный
признак
классификации,
основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;


4. ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ПРЕДМЕТЫ

5. ОБЩЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ПРЕДМЕТЫ
2. Особенности реализации основных направлений и форм учебноисследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной
деятельности
ФГОС СОО определяет индивидуальный проект как особую форму
организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством
учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых
учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной,
практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой,
иной).
Учебный курс «Индивидуальный проект» включен в учебный
СОО. Реализация курса в объеме 34 учебных часов предусмотрена в 10 классе.

план

Результаты выполнения индивидуального проекта в МАОУ СОШ №22
отражают:

сформированность
навыков
коммуникативной,
учебноисследовательской деятельности, критического мышления;

способность к инновационной, аналитической, творческой,
интеллектуальной деятельности;

сформированность навыков проектной деятельности, а также
самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий
при решении различных задач, используя знания одного или нескольких
учебных предметов или предметных областей;

способность постановки цели и формулирования гипотезы
исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой
информации, структурирования аргументации результатов исследования на
основе собранных данных, презентации результатов.

Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или
двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и
должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или
разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного,
инновационного, конструкторского, инженерного.
Включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную
деятельность обеспечивает формирование у них опыта применения УУД в жизненных
ситуациях, навыков учебного сотрудничества и социального взаимодействия со
сверстниками, обучающимися младшего и старшего возраста, взрослыми и на уровне
среднего общего образования имеет свои особенности.
На уровне среднего общего образования исследование и проект выполняют в
функции инструментов учебной деятельности полидисциплинарного характера,
необходимых для освоения социальной жизни и культуры. Более активной становится
роль самих обучающихся, которые самостоятельно формулируют предпроектную
идею, ставят цели, описывают необходимые ресурсы и др. Начинают использоваться

элементы математического моделирования и анализа как инструмента интерпретации
результатов исследования. Проблематика и методология индивидуального
проекта ориентированы на интеграцию знаний и использование методов двух и более
учебных предметов одной или нескольких предметных областей.
На уровне среднего общего образования в МАОУ СОШ №22 обучающиеся
определяют параметры и критерии успешности реализации проекта.
Презентация результатов проектной работы в МАОУ СОШ №22 проводится в
школе или в том социальном и культурном пространстве, где проект разворачивался.
Если это социальный проект, то его результаты представляются местному сообществу
или сообществу волонтерских организаций. Если бизнес-проект – сообществу
бизнесменов, деловых людей.
На уровне среднего общего образования направлениями проектной и
исследовательской деятельности в МАОУ СОШ №22 являются:






творческий проект;
инженерный проект;
социальный проект;
исследовательский проект;
экономический проект (бизнес-проект).

Результатами учебного исследованиями являются научный доклад, реферат,
макет, опытный образец, разработка, информационный продукт, а также
образовательное событие, социальное мероприятие (акция).
Результаты работы оцениваются по определенным критериям. Для учебного
исследования главное заключается в актуальности избранной проблемы, полноте,
последовательности, обоснованности решения поставленных задач. Для учебного
проекта важно, в какой мере практически значим полученный результат, насколько
эффективно техническое устройство, программный продукт, инженерная конструкция
и др.
Организация педагогического сопровождения индивидуального проекта
осуществляется с учетом специфики профиля обучения, а также образовательных
интересов обучающихся.
Алгоритм педагогического сопровождения индивидуального проекта:








вычленение проблемы;
формулирование темы проекта;
постановка целей и задач;
сбор информации/исследование/разработка образца;
подготовка и защита проекта;
анализ результатов выполнения проекта;
оценка качества выполнения.

Процедура публичной защиты индивидуального проекта в МАОУ СОШ №22
проводится на ученической научной конференции.

На ученической научной конференции обучающиеся:
представляют результаты своей работы в форме письменных
отчетных материалов, готового проектного продукта, устного выступления и
электронной презентации;

участвуют в публичном обсуждении результатов деятельности
со школьниками, педагогами, родителями, специалистами-экспертами,
организациями-партнерами;

получают квалифицированную оценку результатов своей
деятельности от членов педагогического коллектива и независимого
экспертного сообщества (представители вузов, научных организаций и др.).


Для оценки проектной работы создается экспертная комиссия, в которую
входят педагоги и представители администрации образовательных организаций, где
учатся дети, представители местного сообщества и тех сфер деятельности, в рамках
которых выполняются проектные работы.
Регламент проведения защиты проекта, параметры и критерии оценки
проектной деятельности изложены в локальном нормативном акте – положении об
организации проектной и учебно-исследовательской деятельности в школе.
3. Планируемые результаты учебно-исследовательской и проектной
деятельности обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности
В результате учебно-исследовательской и
обучающиеся МАОУ СОШ №22 получат представление:

проектной

деятельности


о философских и методологических основаниях научной
деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и
проектной деятельности;

о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод,
эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа
данных;

о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях
от исследований в естественных науках;

об истории науки;

о новейших разработках в области науки и технологий;

о правилах и законах, регулирующих отношения в научной,
изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное
право, защита авторского права и др.);

о деятельности организаций, сообществ и структур,
заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы
для проведения исследований и реализации проектов (фонды,
государственные структуры, краудфандинговые структуры и др.).

Обучающиеся научатся:


дисциплин;

решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных

использовать основной алгоритм исследования при решении
своих учебно-познавательных задач;

использовать основные принципы проектной деятельности при
решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в
культурной и социальной жизни;

использовать элементы математического моделирования при
решении исследовательских задач;

использовать
элементы
математического
анализа
для
интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской
работы.


С точки зрения формирования универсальных учебных действий, в ходе
освоения принципов учебно-исследовательской и проектной деятельностей
обучающиеся научатся:
формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках
исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с
представлениями об общем благе;

восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида
научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в
общем культурном пространстве;

отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции
развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их
при постановке собственных целей;

оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как
время), необходимые для достижения поставленной цели;

находить
различные
источники
материальных
и
нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения
исследований и реализации проектов в различных областях деятельности
человека;

вступать в коммуникацию с держателями различных типов
ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные
результаты
исследования,
с
целью
обеспечения
продуктивного
взаимовыгодного сотрудничества;

самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать
систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности
реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по
завершении работы;

адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения
исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;

адекватно оценивать последствия реализации своего проекта
(изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);

адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или
исследования, видеть возможные варианты применения результатов.


4. Типовые задачи по формированию УУД
1. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ

Для формирования познавательных учебных действий педагоги МАОУ СОШ
№22 применяют задачи, в ходе которых у обучающихся формируются умения:
объяснять явления с научной точки зрения;
разрабатывать дизайн научного исследования;
интерпретировать полученные данные и доказательства с
разных позиций и формулировать соответствующие выводы.




На уровне среднего общего образования формирование познавательных УУД
обеспечивается созданием условий для восстановления полидисциплинарных связей,
формирования рефлексии обучающегося и формирования метапредметных понятий и
представлений.
Для формирования
познавательных учебных
педагоги МАОУ СОШ №22 используют задания:




действий

на

уроках

на объяснение явлений с научной точки зрения;
разработку дизайна научного исследования;
интерпретацию полученных данных и доказательство с разных

позиций;
сравнение, оценивание;
смысловое чтение;
формулирование выводов;
проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач,
проведение эмпирического исследования, проведение теоретического
исследования.





Для обеспечения формирования познавательных УУД на уровне среднего
общего образования в МАОУ СОШ №22 проводятся образовательные события,
выводящие обучающихся на восстановление межпредметных связей, целостной
картины мира:

курс «Функциональная грамотность» в рамках внеурочной
деятельности;

общешкольная интеллектуальная игра («ШИК» - школьный
интеллектуальный клуб);

школьное научное общество;

методологические и философские семинары;

образовательные экспедиции и экскурсии;

учебно-исследовательская работа обучающихся, которая
предполагает: выбор тематики исследования, связанной с новейшими
достижениями в области науки и технологий; выбор тематики исследований,
связанных с учебными предметами, не изучаемыми в школе: психологией,
социологией, бизнесом и др.; выбор тематики исследований, направленных на
изучение проблем местного сообщества, региона, мира в целом.

2. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий
Принципиальное отличие образовательной среды в МАОУ СОШ №22 на
уровне среднего общего образования — открытость. Это предоставляет

дополнительные возможности для организации и обеспечения ситуаций, в которых
обучающийся сможет самостоятельно ставить цель продуктивного взаимодействия с
другими людьми, сообществами и организациями и достигать ее. Открытость
образовательной среды позволяет обеспечивать возможность коммуникации:

с обучающимися других образовательных организаций
Серовского городского округа, как с ровесниками, так и с детьми иных
возрастов;

представителями местного сообщества, бизнес-структур,
культурной и научной общественности для выполнения учебноисследовательских работ и реализации проектов;

представителями власти, местного самоуправления, фондов,
спонсорами и др.

Такое разнообразие выстраиваемых связей позволяет обучающимся МАОУ
СОШ №22 самостоятельно ставить цели коммуникации, выбирать партнеров и способ
поведения во время коммуникации, способствует освоению культурных и социальных
норм общения с представителями различных сообществ.
Для формирования коммуникативных учебных действий на уроках педагоги
МАОУ СОШ №22 используют задания:




на учет позиции партнера;
организацию и осуществление сотрудничества;
передачу информации и отображение предметного содержания.

В
МАОУ
СОШ
№22
проводятся образовательные события,
позволяющие использовать различные формы коммуникации:

комплексные задачи, направленные на решение актуальных
проблем, лежащих в ближайшем будущем обучающихся: выбор дальнейшей
образовательной или рабочей траектории, определение жизненных стратегий
и т. п.;

комплексные задачи, направленные на решение проблем
местного сообщества;

комплексные задачи, направленные на изменение и улучшение
реально существующих бизнес-практик;

социальные проекты, направленные на улучшение жизни
местного сообщества.

В МАОУ СОШ №22 реализуются следующие социальные проекты,
направленные на улучшение жизни местного сообщества:




волонтерские акции и движения;
благотворительные акции и движения;
социальные проекты, выходящие за рамки образовательной

организации.
Также развитию коммуникативных УУД способствует получение предметных
знаний в структурах, альтернативных образовательной организации:






обучение в заочных и дистанционных школах и университетах,
участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах;
самостоятельное освоение отдельных предметов и курсов;
самостоятельное освоение дополнительных иностранных

языков.
3. Формирование регулятивных универсальных учебных действий
На уровне среднего общего образования формирование регулятивных УУД
обеспечивается созданием условий для самостоятельного целенаправленного действия
обучающегося.
Для формирования коммуникативных учебных действий на уроках педагоги
МАОУ СОШ №22 используют задания:







на планирование;
ориентировку в ситуации;
прогнозирование;
целеполагание;
принятие решения;
самоконтроль.

Для формирования регулятивных учебных действий в МАОУ СОШ №22
используются
возможности
самостоятельного
формирования
элементов
индивидуальной образовательной траектории:
самостоятельное изучение дополнительных иностранных языков
с последующей сертификацией;

самостоятельное освоение глав, разделов и тем учебных
предметов;

самостоятельное обучение в заочных и дистанционных школах
и университетах;

самостоятельное определение темы проекта, методов и способов
его реализации, источников ресурсов, необходимых для реализации проекта;

самостоятельное взаимодействие с источниками ресурсов:
информационными источниками, фондами, представителями власти и т. п.;

самостоятельное управление ресурсами, в том числе
нематериальными;

презентация результатов проектной работы на различных этапах
ее реализации.


5. Методика и инструментарий оценки успешности
применения обучающимися универсальных учебных действий

освоения

и

Диагностический инструментарий для определения сформированности УУД
представлен в таблице
УУД
Познавательные

Диагностический инструментарий


Стартовая диагностика

Входная диагностика
Внешние диагностические работы
Контрольные работы по предметам
Комплексные работы по оценке сформированности
познавательных УУД

Комплексные работы для оценки функциональной
грамотности

Индивидуальный проект

Контроль домашних заданий

и др.





Коммуникативные





Индивидуальный проект
Тест коммуникативных умений Л. Михельсона
Методика «Уровень общительности» (В.Ф.
Ряховский)

Педагогическое наблюдение

и др.

Регулятивные



Тест-опросник «Определения уровня самооценки»
(С.В. Ковалев)

Диагностика коммуникативного контроля (М.
Шнайдер)

Опросник «Профессиональные намерения»

и др.

Наряду с
традиционными
формами
оценивания
метапредметных
образовательных результатов на уровне среднего общего образования УУД
оцениваются в рамках специально организованных в МАОУ СОШ №22 модельных
ситуаций, отражающих специфику будущей профессиональной и социальной жизни
подростка:





образовательное событие;
защита реализованного проекта;
представление учебно-исследовательской работы;
профессиональная проба.

1.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
СОБЫТИЕ
КАК
УСПЕШНОСТИ
ОСВОЕНИЯ
И
ПРИМЕНЕНИЯ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

ФОРМАТ
ОЦЕНКИ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ

Материал образовательного события носит полидисциплинарный характер. В
событии принимают участие обучающиеся разных возрастов и разных типов
образовательных организаций и учреждений – колледжей и вузов. Также в событии
могут принимать участие представители бизнеса, государственных структур, педагоги
МАОУ СОШ №22.

Во время проведения образовательного события используются различные
форматы работы участников:





индивидуальная и групповая работа;
презентации промежуточных и итоговых результатов работы;
стендовые доклады;
дебаты и т. п.

Основные требования к инструментарию оценки универсальных учебных
действий во время реализации оценочного образовательного события:
для каждого из форматов работы, реализуемых в ходе
оценочного
образовательного
события,
педагоги
разрабатывают самостоятельный инструмент оценки;

в качестве инструментов оценки используются оценочные
листы, экспертные заключения;

правила проведения образовательного события, параметры и
критерии оценки каждой формы работы в рамках образовательного
оценочного события известны участникам заранее, до начала события.


Параметры и критерии оценки каждой формы работы обучающихся
разрабатываются и обсуждаются с самими старшеклассниками. Каждому параметру
оценки (оцениваемому универсальному учебному действию), занесенному в
оценочный лист или экспертное заключение, соответствуют точные критерии оценки:
за что, при каких условиях, исходя из каких принципов ставится то или иное
количество баллов.
На каждом этапе реализации образовательного события при использовании
оценочных листов в качестве инструмента оценки результаты одних и тех же
участников оценивают не менее двух экспертов одновременно; оценки, выставленные
экспертами, усредняются.
В рамках реализации оценочного образовательного события предусмотрена
возможность самооценки обучающихся и включения результатов самооценки в
формирование итоговой оценки. В качестве инструмента самооценки обучающихся
используются те же инструменты (оценочные листы), которые используются для
оценки обучающихся экспертами.
2. ЗАЩИТА ПРОЕКТА КАК ФОРМАТ ОЦЕНКИ УСПЕШНОСТИ
ОСВОЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ
Публично представляются два элемента проектной работы:



защита темы проекта (проектной идеи);
защита реализованного проекта.

На защите темы проекта (проектной идеи) с обучающимся обсуждаются:


актуальность проекта;

положительные эффекты от реализации проекта, важные как для
самого автора, так и для других людей;

ресурсы (как материальные, так и нематериальные),
необходимые для реализации проекта, возможные источники ресурсов;

риски реализации проекта и сложности, которые ожидают
обучающегося при реализации данного проекта.


В результате защиты темы проекта при необходимости производится
корректировка, чтобы проект стал реализуемым и позволил обучающемуся
предпринять реальное проектное действие.
На защите реализации проекта
реализованный проект по примерному плану:

обучающийся

представляет

свой

1. Тема и краткое описание сути проекта.
2. Актуальность проекта.
3. Положительные эффекты от реализации проекта, которые
получат как сам автор, так и другие люди.
4. Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были
привлечены для реализации проекта, а также источники этих ресурсов.
5. Ход реализации проекта.
6. Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся
удалось преодолеть в ходе его реализации.
Проектная работа обеспечивается тьюторским кураторским сопровождением.
В функцию тьютора входит:

обсуждение с обучающимся проектной идеи и помощь в
подготовке к ее защите и реализации;

посредничество между обучающимися и экспертной комиссией
при необходимости;

другая организационная помощь.

Регламент проведения защиты проектной идеи и реализованного проекта,
параметры и критерии оценки проектной деятельности должны быть известны
обучающимся заранее. По возможности параметры и критерии оценки проектной
деятельности разрабатываются и обсуждаются с самими старшеклассниками.
Основные требования к инструментарию оценки сформированности
универсальных учебных действий при процедуре защиты реализованного проекта:
оценке подвергается не только защита реализованного проекта,
но и динамика изменений, внесенных в проект от момента замысла
(процедуры защиты проектной идеи) до воплощения; учитываются
целесообразность, уместность, полнота внесенных изменений, соотнесенные
с сохранением исходного замысла проекта;

для оценки проектной работы создается экспертная комиссия, в
которую входят педагоги и представители администрации МАОУ СОШ №22,
представители местного сообщества и сфер деятельности, в рамках которых
выполняются проектные работы;


оценивание производится на основе критериальной модели;
для обработки всего массива оценок предусмотрен электронный
инструмент; способ агрегации данных, формат вывода данных и способ
презентации итоговых оценок обучающимся и другим заинтересованным
лицам определяет МАОУ СОШ №22;

результаты оценивания универсальных учебных действий
доводятся до сведения обучающихся.



3. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ КАК
ФОРМАТ
ОЦЕНКИ
УСПЕШНОСТИ
ОСВОЕНИЯ
И
ПРИМЕНЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Исследовательское направление работы старшеклассников носит выраженный
научный характер. Для руководства исследовательской работой обучающихся могут
привлекаться специалисты других образовательных организаций. Предусматривается
выполнение исследовательских работ и проектов обучающимися вне школы.
Предусмотрен вариант дистанционного руководства работой посредством сети
Интернет.
Исследовательские проекты выполняются по следующим направлениям:
естественно-научные исследования;
исследования в гуманитарных областях (в том числе выходящих
за рамки школьной программы, например в психологии, социологии);

экономические исследования;

социальные исследования;

научно-технические исследования.



Требования к исследовательским проектам:





постановка задачи;
формулировка гипотезы;
описание инструментария и регламентов исследования;
проведение исследования и интерпретация полученных

результатов.
Для исследований в естественно-научной, научно-технической, социальной и
экономической областях желательным является использование элементов
математического моделирования (с использованием компьютерных программ в том
числе).
4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА
Проведение профессиональных проб обучающихся является одним из
оптимальных способов организации профессионального самоопределения, в
результате которого обучающиеся получают сведения об элементах деятельности
различных специалистов, что позволяет узнать профессию изнутри, погрузиться в нее.
Профессиональная проба – это профиспытание, где учащийся получает опыт
той работы, которую он выбрал, и пытается определить, соответствует ли характер

данной работы его способностям и умениям. В ходе профессиональных проб учащимся
сообщают базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности,
моделируются различные элементы профессиональной деятельности, определяется
уровень готовности учащихся к выполнению проб, обеспечиваются условия для
качественного выполнения профессиональных проб.
Профессиональная
проба
включает
несколько
этапов:
вводноознакомительный, подготовительный и исполнительский. На каждом этапе решаются
определенные задачи.
На первом – вводно-ознакомительном этапе решаются задачи по определению
интересов, увлечений учащихся, их отношение к различным сферам профессиональной
деятельности. Средством получения необходимой информации об учащихся являются
анкеты и ознакомительная беседа. Полученная информация дает возможность
определить состояние общей готовности учащегося к выполнению профессиональной
пробы.
На втором этапе – подготовительном накапливается информация об учащихся,
направленная на выявление их знаний и умений в области той профессиональной
деятельности, в которой предполагается проба. Учащиеся знакомятся с реальной
деятельностью специалистов в ходе просмотра видеофильмов, бесед со специалистами,
посещения предприятий, учреждений определенной трудовой деятельности по
предполагаемой пробе. Кроме диагностической задачи, на данном этапе решаются
дидактические задачи по приобретению теоретических знаний. Этот этап
предусматривает формирование у школьников представлений о данном виде
деятельности, которую им предстоит выполнять в ходе профессиональной пробы.
Полученные данные используются для определения уровня подготовленности
школьников для выполнения пробы и при анализе результатов ее выполнения в целом.
Третий – исполнительский этап включает комплекс теоретических и
практических заданий, моделирующих основные характеристики предмета, целей,
условий и орудий труда, а также ситуации проявления профессионально важных
качеств специалиста.
Выполнение практических заданий в ходе пробы осуществляется поэтапно.
Каждый
этап
предполагает
получение
законченного
продукта
и
профессиографическую часть – составление формулы данного элемента
профессиональной деятельности, работу с профессиограммой и оценку за выполнение
практических заданий данного этапа. На каждом практическом этапе учащиеся
выполняют задания, требующие от них владения начальными профессиональными
умениями, достаточными для их реализации в качестве исполнителя. Задания
выполняются на трех уровнях сложности. Первый уровень сложности самый простой,
исполнительский. Задания второго уровня сложности содержат элементы творческого
характера, предусматривают внесение в изготавливаемый продукт новизны и
оригинальности. Задания третьего уровня сложности предполагают самостоятельную
деятельность школьников – планирование, постановку промежуточных и конечных
целей, принятие решения, анализ и самооценку результатов деятельности. Таким
образом, третий уровень сложности предполагает самостоятельный поиск выхода из
проблемной ситуации.

Профессиональные пробы завершаются подведением итогов и рефлексией.
Организуется беседа, в ходе которой выясняется, изменились ли профессиональные
намерения учащихся, какие трудности и сомнения они испытывали при выполнении
пробы. При подведении итогов выполнения этапов или всей пробы в целом учитель
подчеркивает, какие индивидуальные черты ученика, навыки и умения не позволили
ему выполнить задание на требуемом уровне, и дает необходимые рекомендации.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Условия реализации программы формирования УУД в МАОУ СОШ
№22 обеспечивают совершенствование
компетенций
проектной
и
учебноисследовательской деятельности обучающихся.
Образовательное пространство МАОУ СОШ №22 обеспечивает формирование
УУД. Для этого в школе созданы следующие условия:

реализуется сетевое взаимодействие с организациями общего и
дополнительного образования, с учреждениями культуры;

обеспечена возможность формирования индивидуальной
образовательной траектории обучающихся (разнообразие форм получения
образования в данной образовательной организации, обеспечение
возможности выбора обучающимся формы получения образования, уровня
освоения предметного материала, учителя, учебной группы);

используются дистанционные формы получения образования
как элемент индивидуальной образовательной траектории обучающихся;

обеспечена возможность вовлечения обучающихся в проектную
деятельность, в том числе в деятельность социального проектирования и
социального предпринимательства;

обеспечена
возможность
вовлечения
обучающихся
в
разнообразную исследовательскую деятельность;

обеспечена возможность широкой социализации обучающихся
как через реализацию социальных проектов, так и через организованную
разнообразную социальную практику: работу в волонтерских организациях,
участие в благотворительных акциях, марафонах и проектах.

Условия реализации программы формирования УУД включают:
укомплектованность
образовательной
организации
педагогическими, руководящими и иными работниками;

уровень квалификации педагогических и иных работников
образовательной организации;

непрерывность профессионального развития педагогических
работников образовательной организации, реализующей образовательную
программу среднего общего образования.


Педагогические кадры МАОУ СОШ №22 имеют необходимый уровень
подготовки для реализации программы формирования УУД:
педагоги владеют представлениями о возрастных особенностях
обучающихся старшей школы;


педагоги
прошли
курсы
повышения
квалификации,
посвященные ФГОС СОО и ФОП СОО;

педагоги
участвовали
в
разработке
программы
по
формированию УУД;

педагоги могут строить образовательную деятельность в рамках
учебного предмета в соответствии с особенностями формирования
конкретных УУД;

педагоги осуществляют формирование УУД в рамках
проектной, исследовательской деятельности;

педагоги владеют методиками формирующего оценивания;

педагоги умеют применять инструментарий для оценки качества
формирования УУД в рамках одного или нескольких предметов.


Педагогические работники МАОУ СОШ №22, преподающие в 10-11 классах,
имеют необходимый уровень квалификации для реализации программы развития УУД
у обучающихся и решения задач, определенных данной программой. Уровень
квалификации работников соответствует квалификационным характеристикам по
соответствующей должности. Категорийность составляет 100 %, из них 33%
установлена высшая квалификационная категория.
В МАОУ СОШ №22 осуществляется непрерывное профессиональное развитие
педагогических работников через курсовую подготовку в соответствии с планомграфиком. В течение последних трех лет всеми педагогическими работниками
пройдена курсовая подготовка, в том числе по вопросам формирования и развития
УУД обучающихся. Формами повышения квалификации являются: послевузовское
обучение на курсах повышения квалификации; стажировки, участие в конференциях,
обучающих семинарах и мастер-классах по отдельным направлениям реализации
программы развития УУД; участие в различных педагогических проектах; создание и
публикация методических материалов и др.
Обязательным условием успешного формирования УУД является создание
в МАОУ СОШ №22 методически единого пространства как во время уроков, так и вне
их.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».