Программа формирования УУД для уровня ООО

Приложение № 20 к ООП ООО
МАОУ СОШ №22
им. Героя Советского Союза В.С. Маркова
(утверждено приказом № 314-од от 30.08.2023 г.)

ПРОГРАММА
ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
МАОУ СОШ №22

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа формирования универсальных учебных действий (далее - УУД)
обучающихся на уровне основного общего образования (далее – ООО) в МАОУ СОШ
№22 составлена в соответствии с нормативными документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;

приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования»;

приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 №
370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего
образования»;

Положением МАОУ СОШ №22 об организации проектной и учебноисследовательской деятельности в школе.


Программа формирования УУД конкретизирует требования ФГОС ООО
к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования. Универсальные учебные действия трактуются во ФГОС ООО как
обобщенные учебные действия, позволяющие решать широкий круг задач в различных
предметных областях и являющиеся результатами освоения обучающимися основной
образовательной программы основного общего образования.
Программа формирования УУД нацелена на обеспечение умения школьников
учиться, дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию
и саморазвитию, а также на реализацию системно-деятельностного подхода,
положенного в основу ФГОС ООО, и развивающего потенциала общего образования.
Программа формирования УУД на уровне ООО составлена в соответствии
с Федеральной образовательной программой основного общего образования
и включает три раздела:




целевой;
содержательный;
организационный.

В соответствии с ФГОС ООО программа формирования УУД содержит:
описание взаимосвязи универсальных учебных действий
с содержанием учебных предметов;

описание особенностей реализации основных направлений и форм
учебно-исследовательской деятельности в рамках урочной и внеурочной
деятельности.


ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Целью программы является формирование УУД обучающихся. УУД
позволяют решать широкий круг задач в различных предметных областях и являются
результатами освоения обучающимися ООП ООО.

Программа формирования УУД у обучающихся в МАОУ СОШ №22
обеспечивает:

развитие способности к саморазвитию и самосовершенствованию;
формирование внутренней позиции личности, регулятивных, познавательных,
коммуникативных УУД у обучающихся;

формирование опыта применения УУД в жизненных ситуациях для
решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития
обучающихся, готовности к решению практических задач;

повышение эффективности усвоения знаний и учебных действий,
формирования компетенций в предметных областях, учебно-исследовательской
и проектной деятельности;

формирование навыка участия в различных формах организации
учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том числе творческих
конкурсах, олимпиадах, научных обществах, научно-практических конференциях,
олимпиадах;

овладение приемами учебного сотрудничества и социального
взаимодействия со сверстниками, обучающимися младшего и старшего возраста
и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности;

формирование и развитие компетенций обучающихся в области
использования ИКТ;

на уровне общего пользования, включая владение ИКТ, поиском,
анализом и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами
информационной безопасности, умением безопасного использования средств ИКТ
и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — Интернет),
формирование культуры пользования ИКТ;

формирование знаний и навыков в области финансовой грамотности
и устойчивого развития общества.

Достижения обучающихся, полученные в результате изучения учебных
предметов, учебных курсов, модулей, характеризующие совокупность познавательных,
коммуникативных и регулятивных УУД, отражают способность обучающихся
использовать на практике УУД, составляющие умение овладевать учебными знаковосимволическими средствами, направленными:
на овладение умениями замещения, моделирования, кодирования
и декодирования информации, логическими операциями, включая общие приемы
решения задач (универсальные учебные познавательные действия);

приобретение ими умения учитывать позицию собеседника,
организовывать и осуществлять сотрудничество, коррекцию с педагогическими
работниками и со сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать
предметное содержание и условия деятельности и речи, учитывать разные мнения
и интересы, аргументировать и обосновывать свою позицию, задавать вопросы,
необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества
с партнером (универсальные учебные коммуникативные действия);

включающими способность принимать и сохранять учебную цель
и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия,
вносить соответствующие коррективы в их выполнение, ставить новые учебные
задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве,
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату


и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания
(универсальные регулятивные действия).
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Программа формирования УУД у обучающихся МАОУ СОШ №22 содержит:
1.
Описание взаимосвязи универсальных учебных действий
с содержанием учебных предметов.
2.
Особенности реализации основных направлений и форм учебноисследовательской деятельности в рамках урочной и внеурочной работы.
1. Описание взаимосвязи УУД с содержанием учебных предметов
Содержание основного общего образования определяется ООП ООО.
Предметное учебное содержание фиксируется в рабочих программах.
Педагоги МАОУ СОШ №22 используют федеральные рабочие программы для
разработки рабочих программ по учебным предметам, в которых определенные во
ФГОС СОО УУД отражаются в двух компонентах:
как часть метапредметных результатов обучения в разделе
«Планируемые результаты освоения учебного предмета на уровне основного общего
образования» (представлены в содержательном разделе ООП ООО);

в соотнесении с предметными результатами по основным разделам
и темам учебного содержания (представлены в содержательном разделе ООП ООО).


Описание реализации требований формирования УУД в предметных
результатах и тематическом планировании по предметным областям.
1. РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА.
1.1. Формирование универсальных учебных познавательных действий в части
базовых логических действий:

анализировать, классифицировать, сравнивать языковые единицы,
а также тексты различных функциональных разновидностей языка, функциональносмысловых типов речи и жанров;

выявлять и характеризовать существенные признаки классификации,
основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа языковых
единиц, текстов различных функциональных разновидностей языка, функциональносмысловых типов речи и жанров;

1.2. Формирование универсальных учебных познавательных действий в части
базовых исследовательских действий:

самостоятельно определять и формулировать цели лингвистических
мини-исследований, формулировать и использовать вопросы как исследовательский
инструмент;

формулировать в устной и письменной форме гипотезу предстоящего
исследования (исследовательского проекта) языкового материала; осуществлять
проверку гипотезы; аргументировать свою позицию, мнение;


1.3. Формирование универсальных учебных познавательных действий в части
работы с информацией:

выделять главную и дополнительную информацию текстов; выявлять
дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной задачи,
и восполнять его путем использования других источников информации;

в процессе чтения текста прогнозировать его содержание (по названию,
ключевым словам, по первому и последнему абзацу и др.), выдвигать предположения
о дальнейшем развитии мысли автора и проверять их в процессе чтения текста, вести
диалог с текстом;

1.4. Формирование универсальных учебных коммуникативных действий:

владеть различными видами монолога и диалога, формулировать
в устной и письменной форме суждения на социально-культурные, нравственноэтические, бытовые, учебные темы в соответствии с темой, целью, сферой
и ситуацией общения; правильно, логично, аргументированно излагать свою точку
зрения по поставленной проблеме;

выражать свою точку зрения и аргументировать ее в диалогах
и дискуссиях; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога
и полилога, обнаруживать различие и сходство позиций; корректно выражать свое
отношение к суждениям собеседников;

1.5. Формирование универсальных учебных регулятивных действий:

владеть социокультурными нормами и нормами речевого поведения
в актуальных сферах речевого общения, соблюдать нормы современного русского
литературного языка и нормы речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми
средствами общения (жестами, мимикой);

публично представлять результаты проведенного языкового анализа,
выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации
и особенностей аудитории и в соответствии с этим составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративного материала;

2. ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК.
2.1. Формирование универсальных учебных познавательных действий в части
базовых логических действий:

выявлять признаки и свойства языковых единиц и языковых явлений
иностранного языка; применять изученные правила, алгоритмы;

анализировать, устанавливать аналогии между способами выражения
мысли средствами родного и иностранного языков;

сравнивать, упорядочивать, классифицировать языковые единицы
и языковые явления иностранного языка, разные типы высказывания;


2.2. Формирование универсальных учебных познавательных действий в части
работы с информацией:

использовать в соответствии с коммуникативной задачей различные
стратегии чтения и аудирования для получения информации (с пониманием
основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации, с полным
пониманием);

прогнозировать содержание текста по заголовку; прогнозировать
возможное дальнейшее развитие событий по началу текста; устанавливать
логическую последовательность основных фактов; восстанавливать текст
из разрозненных абзацев;

полно и точно понимать прочитанный текст на основе его
информационной переработки (смыслового и структурного анализа отдельных
частей текста, выборочного перевода); использовать внешние формальные элементы
текста (подзаголовки, иллюстрации, сноски) для понимания его содержания;

фиксировать информацию доступными средствами (в виде ключевых
слов, плана);

2.3. Формирование универсальных учебных коммуникативных действий:

воспринимать и создавать собственные диалогические
и монологические высказывания, участвуя в обсуждениях, выступлениях; выражать
эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

осуществлять смысловое чтение текста с учетом коммуникативной
задачи и вида текста, используя разные стратегии чтения (с пониманием основного
содержания, с полным пониманием, с нахождением интересующей информации);

анализировать и восстанавливать текст с опущенными в учебных целях
фрагментами;

3. МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА
4. ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ПРЕДМЕТЫ
Способы формирования знаний и навыков в области финансовой
грамотности на уровне ООО
Часть ООП

Организационная форма

Урочная
Интеграция модулей и тем
деятельность по финансовой грамотности
в учебные предметы, входящие
в обязательную часть ООП:





математика;
информатика;
обществознание;
география;

Форма контроля
Комплексная диагностическая
работа



ОБЖ

Внеурочная
Курс внеурочной деятельности
деятельность «Функциональная грамотность» для
5–9-х классов
Образовательные события
в соответствии с календарным
планом воспитательной работы

Публичная презентация
проекта; участие в конкурсах
и олимпиадах по финансовой
грамотности
Количество участников, доля
призеров и победителей.
Результаты участия
в конкурсах и олимпиадах,
конкурсах проектных работ
городского и регионального
уровня.

2. Особенности реализации основных направлений и форм учебноисследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной
деятельности
С целью формирования УУД на уровне ООО в МАОУ СОШ №22
организована учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся
(далее — УИПД).
Организация УИПД обеспечивает формирование у обучающихся опыта
применения УУД в жизненных ситуациях, навыков учебного сотрудничества
и социального взаимодействия со сверстниками, обучающимися младшего и старшего
возраста, взрослыми.
УИПД обучающихся сориентирована на формирование и развитие
у школьников научного способа мышления, устойчивого познавательного интереса,
готовности к постоянному саморазвитию и самообразованию, способности
к проявлению самостоятельности и творчества при решении личностно и социально
значимых проблем.
УИПД в МАОУ СОШ №22 осуществляется обучающимися индивидуально
и коллективно (в составе малых групп, класса).
Результаты учебных исследований и проектов, реализуемых обучающимися
МАОУ СОШ №22 в рамках урочной и внеурочной деятельности, являются
важнейшими показателями уровня сформированности у школьников комплекса
познавательных, коммуникативных и регулятивных учебных действий,
исследовательских и проектных компетенций, предметных и междисциплинарных
знаний. В ходе оценивания учебно-исследовательской и проектной деятельности
универсальные учебные действия оцениваются на протяжении всего процесса
их формирования.
Материально-техническое оснащение образовательного процесса в МАОУ
СОШ №22 обеспечивает возможность включения всех обучающихся в УИПД.

С учетом вероятности возникновения особых условий организации
образовательного процесса (сложные погодные условия и эпидемиологическая
обстановка; удаленность школы от места проживания обучающихся; возникшие
у обучающегося проблемы со здоровьем; выбор обучающимся индивидуальной
траектории или заочной формы обучения) УИПД может быть реализована
в дистанционном формате.
УИПД на уровне ООО в МАОУ СОШ №22 реализуется в соответствии с
Положением об организации учебно-исследовательской и проектной деятельности
в МАОУ СОШ №22.
2.1. Особенности реализации учебно-исследовательской деятельности
Особенность учебно-исследовательской деятельности (УИД) состоит в том,
что она нацелена на решение обучающимися познавательной проблемы, носит
теоретический характер, ориентирована на получение обучающимися субъективно
нового знания (ранее неизвестного или мало известного), на организацию его
теоретической опытно-экспериментальной проверки.
УИД направлена на решение следующих педагогических задач:

формирование и развитие у школьников навыков поиска ответов
на проблемные вопросы, предполагающие не использование имеющихся
у школьников знаний, а получение новых посредством размышлений, рассуждений,
предположений, экспериментирования;

овладение обучающимися основными научно-исследовательскими
умениями (умения формулировать гипотезу и прогноз, планировать и осуществлять
анализ, опыт и эксперимент, делать обобщения и формулировать выводы на основе
анализа полученных данных).

Ценность учебно-исследовательской работы определяется возможностью
обучающихся посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, занимающихся
научным исследованием.
УИД обучающихся включает в себя ряд этапов:
обоснование актуальности исследования;
планирование (проектирование) исследовательских работ (выдвижение
гипотезы, постановка цели и задач), выбор необходимых средств (инструментария);

собственно проведение исследования с обязательным поэтапным
контролем и коррекцией результатов работ, проверка гипотезы;

описание процесса исследования, оформление результатов учебноисследовательской деятельности в виде конечного продукта;

представление результатов исследования, где в любое исследование
может быть включена прикладная составляющая в виде предложений
и рекомендаций относительно того, как полученные в ходе исследования новые
знания могут быть применены на практике.



2.1.1. Особенность организации УИД обучающихся в рамках урочной
деятельности

УИД обучающихся в рамках урочной деятельности осуществляется в учебное
время, которое специально выделено на организацию полноценной исследовательской
работы в классе и в рамках выполнения домашних заданий.
С учетом того, что учебное время крайне ограничено и ориентировано
в первую очередь на реализацию задач предметного обучения, УИД обучающихся
в урочное время в МАОУ СОШ №22 включает два основных направления
исследований:



предметные учебные исследования;
междисциплинарные учебные исследования.

Предметные учебные исследования нацелены на решение задач, связанных
с освоением содержания одного учебного предмета.
Междисциплинарные учебные исследования ориентированы на интеграцию
различных областей знания об окружающем мире, изучаемых на нескольких учебных
предметах.
УИД в рамках урочной деятельности выполняется обучающимся
самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или
нескольких изучаемых учебных предметов (курсов) в любой избранной области
учебной деятельности в индивидуальном или групповом форматах.
В рамках урочной деятельности в школе реализуются следующие формы
организации исследовательской деятельности обучающихся:



урок-исследование;
урок с использованием интерактивной беседы в исследовательском

ключе;
урок-эксперимент, позволяющий освоить элементы исследовательской
деятельности (планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его
результатов);

урок-консультация;

мини-исследование в рамках домашнего задания.


Формами представления итогов учебных исследований обучающихся
являются:
доклад, реферат;
статьи, обзоры, отчеты и заключения по итогам исследований
по различным предметным областям.



2.1.2. Особенность организации УИД обучающихсяв рамках внеурочной
деятельности
В рамках внеурочной деятельности имеется достаточно времени
на организацию и проведение развернутого и полноценного исследования.

В рамках внеурочной деятельности обучающиеся осуществляют учебные
исследования по следующим направлениям:






социально-гуманитарное;
филологическое;
естественно-научное;
информационно-технологическое;
междисциплинарное.

Основными формами организации учебно-исследовательской деятельности
обучающихся во внеурочное время являются:


конференция, семинар, дискуссия, диспут; брифинг, интервью,

телемост;

исследовательская практика, образовательные экспедиции, походы,
поездки, экскурсии;

научное общество учащихся.

Для представления итогов учебно-исследовательской деятельности
обучающихся во внеурочное время используются следующие формы предъявления
результатов:
письменная исследовательская работа (эссе, доклад, реферат);
статьи, обзоры, отчеты и заключения по итогам исследований,
проводимых в рамках исследовательских экспедиций, обработки архивов,
исследований по различным предметным областям.



2.1.3. Оценивание результатов УИД обучающихся
Основными критериями оценивания учебного исследования является то,
насколько доказательно и корректно решена поставленная проблема, насколько полно
и последовательно достигнуты сформулированные цель, задачи, гипотеза.
Оценка результатов УИД учитывает, насколько обучающимся в рамках
проведения исследования удалось продемонстрировать базовые исследовательские
действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным
и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать
искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений
и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
эксперимент, небольшое исследование;

оценивать на применимость и достоверность информацию,
полученную в ходе исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;



прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения
об их развитии в новых условиях и контекстах.


2.2. Особенности реализации проектной деятельности
Проектная деятельность обучающихся (ПД) нацелена на получение
конкретного результата (далее — продукта) с учетом заранее заданных требований
и запланированных ресурсов. ПД имеет прикладной характер и ориентирована
на поиск, нахождение обучающимися практического средства (инструмента) для
решения жизненной, социально-значимой или познавательной проблемы.
Проектные задачи нацелены на формирование и развитие у обучающихся
умений:
определять оптимальный путь решения проблемного вопроса,
прогнозировать проектный результат и оформлять его в виде реального «продукта»;

максимально использовать для создания проектного «продукта»
имеющиеся знания и освоенные способы действия, а при их недостаточности —
производить поиск и отбор необходимых знаний и методов (причем не только
научных).


Проектная работа должна ответить на вопрос «Что необходимо сделать
(сконструировать, смоделировать, изготовить и другие действия), чтобы решить
реально существующую или потенциально значимую проблему?».
2.2.1. Особенность организации ПД обучающихся в рамках урочной
деятельности
Проектная деятельность обучающихся в урочное время реализуется по двум
направлениям:



предметные проекты;
метапредметные проекты.

Предметные проекты нацелены на решение задач предметного обучения.
Метапредметные проекты сориентированы на решение прикладных проблем,
связанных с задачами жизненно-практического, социального характера и выходящих
за рамки содержания предметного обучения.
Проектная деятельность обучающихся реализуется в следующих формах:
монопроект (использование содержания одного предмета);
межпредметный проект (использование интегрированного знания
и способов учебной деятельности различных предметов);

метапроект (использование областей знания и методов деятельности,
выходящих за рамки предметного обучения).



Основными формами представления итогов проектной деятельности,
проводимой в урочное время, являются:




материальный объект, макет, конструкторское изделие;
отчетные материалы по проекту (тексты, мультимедийные продукты).

При недостаточности времени на реализацию полноценного проекта на уроке
педагоги МАОУ СОШ №22 используют на уроках учебные задачи, которые
нацеливают обучающихся на решение следующих практико-ориентированных
проблем:
Какое средство поможет в решении проблемы... (опишите, объясните)?
Каким должно быть средство для решения проблемы... (опишите,
смоделируйте)?

Как сделать средство для решения проблемы (дайте инструкцию)?

Как выглядело... (опишите, реконструируйте)?

Как будет выглядеть... (опишите, спрогнозируйте)?



2.2.2. Особенность организации ПД обучающихся в рамках внеурочной
деятельности
Проектная деятельность обучающихся во внеурочное время осуществляется
по следующим направлениям:








гуманитарное;
естественно-научное;
социально-ориентированное;
инженерно-техническое;
художественно-творческое;
спортивно-оздоровительное;
туристско-краеведческое.

Основными формами организации проектной деятельности обучающихся
во внеурочное время являются:






творческие мастерские;
экспериментальные лаборатории;
конструкторское бюро;
проектные недели;
практикумы.

Для представления итогов проектной деятельности обучающихся
во внеурочное время используются следующие формы предъявления результатов:



материальный продукт (объект, макет, конструкторское изделие и др.);
медийный продукт (плакат, газета, журнал, рекламная продукция,

фильм и др.);

публичное мероприятие (образовательное событие, социальное
мероприятие (акция), театральная постановка и др.);

отчетные материалы по проекту (тексты, мультимедийные продукты).

2.2.3. Оценивание результатов ПД обучающихся

Основными критериями оценивания учебного проекта является то, насколько
практичен полученный результат, то есть насколько эффективно этот результат
(техническое устройство, программный продукт, инженерная конструкция и др.)
помогает решить заявленную проблему.
В ходе оценки учитывается, насколько обучающемуся удалось
продемонстрировать базовые проектные действия:
понимание проблемы, связанных с нею цели и задач;
умение определить оптимальный путь решения проблемы;
умение планировать и работать по плану;
умение реализовать проектный замысел и оформить его в виде
реального «продукта»;

умение осуществлять самооценку деятельности и результата,
взаимооценку деятельности в группе.





Оценивание ПД происходит в рамках публичной презентации проекта.
В процессе публичной презентации оценивается:

качество защиты проекта (четкость и ясность изложения задачи;
убедительность рассуждений; последовательность в аргументации; логичность
и оригинальность);

качество наглядного представления проекта (использование рисунков,
схем, графиков, моделей и других средств наглядной презентации);

качество письменного текста (соответствие плану, оформление работы,
грамотность изложения);

уровень коммуникативных умений (умение отвечать на поставленные
вопросы, аргументировать и отстаивать собственную точку зрения, участвовать
в дискуссии).

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Формы взаимодействия участников образовательного процесса при
создании и реализации программы формирования УУД
С целью разработки и реализации программы формирования УУД в МАОУ
СОШ №22 создается рабочая группа.
Рабочая группа реализует свою деятельность по следующим направлениям:

разработка плана координации деятельности учителей-предметников,
направленной на формирование УУД на основе ФОП и ФРП, выделение общих для
всех предметов планируемых результатов в овладении познавательными,
коммуникативными, регулятивными учебными действиями; определение
образовательной предметности, которая может быть положена в основу работы
по развитию УУД;

определение способов межпредметной интеграции, обеспечивающей
достижение данных результатов (междисциплинарный модуль, интегративные уроки
и др.);

определение этапов и форм постепенного усложнения деятельности
учащихся по овладению УУД;

разработка общего алгоритма (технологической схемы) урока,
имеющего два целевых фокуса (предметный и метапредметный);

разработка основных подходов к конструированию задач
на применение УУД; конкретизация основных подходов к организации учебноисследовательской и проектной деятельности обучающихся в рамках урочной
и внеурочной деятельности;

разработка основных подходов к организации учебной деятельности
по формированию и развитию ИКТ-компетенций;

разработка комплекса мер по организации системы оценки
деятельности образовательной организации по формированию и развитию УУД
у обучающихся;

разработка методики и инструментария мониторинга успешности
освоения и применения обучающимися УУД;

организация и проведение серии семинаров с учителями, работающими
на уровне начального общего образования, в целях реализации принципа
преемственности в плане развития УУД;

организация и проведение систематических консультаций
с педагогами-предметниками по проблемам, связанным с развитием УУД
в образовательном процессе;

организация и проведение методических семинаров с педагогамипредметниками и педагогами-психологами по анализу и способам минимизации
рисков развития УУД у обучающихся;

организация разъяснительной (просветительской работы) с родителями
по проблемам развития УУД у обучающихся;

организация отражения аналитических материалов о результатах
работы по формированию УУД у обучающихся на сайте МАОУ СОШ №22.


План действий рабочей группы по разработке программы формирования
УУД
Этап

Действия

Подготовительный Провести аналитическую работу:
рассмотреть, какие рекомендательные, теоретические,
методические материалы могут быть использованы в школе для
наиболее эффективного выполнения задач программы
формирования УУД;

определить состав детей с особыми образовательными
потребностями, в том числе лиц, проявивших выдающиеся
способности, детей с ОВЗ, а также возможности построения
их индивидуальных образовательных траекторий;

проанализировать результаты учащихся по линии
развития УУД на предыдущем уровне;

проанализировать и обсудить опыт применения
успешных практик, в том числе с использованием
информационных ресурсов образовательной организации


Основной

Разработка общей стратегии развития УУД, организации
и механизма реализации задач программы.
Подготовка описания специальных требований к условиям
реализации программы развития УУД

Заключительный

Обсуждение хода реализации программы на методических
семинарах с привлечением внешних консультантов из других
образовательных, научных, социальных организаций

3.2. Основные подходы к формированию УУД на уроках

УУД

Формы организации
деятельности
по формированию УУД

Основные виды
деятельности,
обеспечивающие
формирование УУД

Познавательные
Базовые логические
действия

Уроки по предметам;

Анализ текста;

внеурочные занятия;

сравнение объектов;

кружки;
участие в олимпиадах
и интеллектуальных
соревнованиях;

создание сравнительных
таблиц;
решение уравнений;
применение формул;

и др.
применение понятий для
решения учебных задач;
применение знания предмета
для решения задач из других
предметов;
и др.
Базовые
исследовательские
действия

Интегративные
межпредметные проекты
в рамках проектной и учебноисследовательской
деятельности;
школьные и внешкольные
конференции;

Выявление противоречий;
построение гипотез;
проведение эксперимента;
обобщение данных,
полученных в ходе
эксперимента;

и др.
и др.

Работа
с информацией

Уроки по предметам;

Создание и редактирование
текстов;

внеурочные занятия;
интегративные
межпредметные проекты
в рамках проектной и учебноисследовательской
деятельности;
и др.

поиск и анализ информации
в Интернете;
создание и редактирование
электронных таблиц;
использование средств для
построения диаграмм,
графиков, блок-схем, других
графических объектов;
создание и редактирование
презентаций;
и др.

Коммуникативные
Общение

Уроки по предметам;

Выступление с докладом,
сообщением;

внеурочные занятия;
кружки;
внеурочные и внешкольные
активности;

участие в диалогах
и дискуссиях;
участие в дебатах;
участие в конференциях;

и др.
сетевая коммуникация
между учениками и (или)
учителем;
и др.
Совместная
деятельность

Уроки по предметам;
внеурочные занятия;
интегративные
межпредметные проекты
в рамках проектной и учебноисследовательской
деятельности;
внеурочные и внешкольные
активности;

Работа в группах, в парах;
подготовка группового
проекта;
подготовка образовательных
событий;
участие в самоуправлении;
и др.

и др.
Регулятивные
Самоорганизация

Уроки по предметам;

Планирование работы;

внеурочные занятия;

выбор способа решения
учебной задачи;

интегративные
межпредметные проекты
в рамках проектной и учебноисследовательской
деятельности;

составление алгоритма
действий;
и др.

и др.
Самоконтроль

Уроки по предметам;
внеурочные занятия;
интегративные
межпредметные проекты
в рамках проектной и учебноисследовательской
деятельности;
внеурочные и внешкольные
активности;

Рефлексия на уроках;
рефлексия на внеурочных
занятиях;
самооценка выполнения
проекта;
анализ ошибок;
оценка, самооценка
и взаимооценка при работе
в группах и парах;

и др.
и др.
Эмоциональный
интеллект

Уроки по предметам;

Анализ действий
литературных героев;

внеурочные занятия;
внеурочные и внешкольные
активности;
и др.

анализ эмоций литературных
героев;
участие в театральных
постановках;
обсуждение спектаклей
и кинофильмов;
и др.

Принятие себя
и других

Интегративные
межпредметные проекты
в рамках проектной и учебноисследовательской

Принятие мнения другого
человека;
признание права на ошибку;

деятельности;

и др.

внеурочные и внешкольные
активности;
и др.
3.3. Методические условия реализации программы формирования УУД
обучающихся
Обязательным условием успешного формирования УУД обучающихся
является создание методически единого пространства внутри школы как во время
уроков, так и вне их. С этой целью в МАОУ СОШ №22 сформирован план
мероприятий по созданию единого методического пространства формирования УУД
на уровне ООО.
3.4. Кадровые условия реализации программы формирования УУД
Педагогические работники МАОУ СОШ №22, преподающие в 5-9 классах,
имеют необходимый уровень квалификации для реализации программы развития УУД
у обучающихся и решения задач, определенных данной программой. Уровень
квалификации работников соответствует квалификационным характеристикам по
соответствующей должности. Категорийность составляет 93%, из них 30% установлена
высшая квалификационная категория, 63% установлена первая квалификационная
категория.
3.5. Материально-технические условия реализации программы
формирования УУД
В МАОУ СОШ №22 созданы материально-технические условия, которые
обеспечивают реализацию программы формирования УУД и достижение
обучающимися метапредметных результатов освоения ООП ООО, требования
к которым установлены ФГОС.
Условие реализации программы

Отметка
Примечание
о соответствии

Кабинеты по предметным областям оснащены
комплектами наглядных пособий, карт, учебных
макетов, специального оборудования, обеспечивающих
развитие УУД в соответствии с ООП ООО:


кабинет русского языка и литературы

соответствует



кабинет истории и обществознания

соответствует



кабинет математики

соответствует



кабинет информатики

соответствует

Кабинеты естественно-научного цикла оборудованы
комплектами специального лабораторного
оборудования, обеспечивающего проведение
лабораторных работ и опытно-экспериментальной
деятельности:


кабинет физики

соответствует



кабинет химии

соответствует



кабинет биологии

соответствует

Информационно-образовательная среда школы
обеспечивает:


современные процедуры создания, поиска,
сбора, анализа, обработки, хранения и представления
информации

соответствует



дистанционное взаимодействие всех
участников образовательных отношений
(обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся, педагогических
работников, органов управления в сфере
образования, общественности), в том числе в рамках
дистанционного образования

соответствует

Обучающимся обеспечен доступ к печатным
и электронным образовательным ресурсам (далее —
ЭОР), в том числе к ЭОР, размещенным
в федеральных и региональных базах данных ЭОР

соответствует


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».