Чтение (литературное чтение)_5-9 классы

Приложение к АООП УО
МАОУ СОШ №22
им. Героя Советского Союза В.С. Маркова
(утверждено приказом № 319-од от 30.08.2023 г.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Чтение (литературное чтение)»
5-9 классы

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЧТЕНИЕ (ЛИТЕРАТУРНОЕ
ЧТЕНИЕ)".
Содержание чтения (круг чтения): произведения устного народного творчества
(сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения
отечественных и зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и
путешествиях. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная
литература: словари, книги-справочники, детская энциклопедия.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах
во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о
жизни обучающихся, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях
(добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь).
Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды,
рассказы, рассказы-описания, стихотворения.
Ориентировка в литературоведческих понятиях:
литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина, сказ, басня,
пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя;
присказка, зачин, диалог, произведение;
герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж;
стихотворение, рифма, строка, строфа;
средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм);
элементы книги: переплет, обложка, форзац, титульный лист, оглавление, предисловие,
послесловие.
Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из
произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование
умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения.
Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение
главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка
поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к
событиям и персонажам. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана.
Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение
прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного
чтения (коллективное или с помощью педагогического работника).

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА "ЧТЕНИЕ (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ)".
Минимальный уровень:
правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи, доступных
по содержанию текстов (после предварительной подготовки);
определение темы произведения (под руководством педагогического работника);
ответы на вопросы педагогического работника по фактическому содержанию
произведения своими словами;
участие в коллективном составлении словесно-логического плана прочитанного и
разобранного под руководством педагогического работника текста;
пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с помощью
педагогического работника);
выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных;
установление последовательности событий в произведении;
определение главных героев текста;
составление элементарной характеристики героя на основе предложенного плана и по
вопросам педагогического работника;
нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения с помощью
педагогического работника;
заучивание наизусть 7 - 9 стихотворений;
самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию произведений
для внеклассного чтения, выполнение посильных заданий.
Достаточный уровень:
правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых усвоенных
норм орфоэпии;
ответы на вопросы педагогического работника своими словами и словами автора
(выборочное чтение);
определение темы художественного произведения;
определение основной мысли произведения (с помощью педагогического работника);
самостоятельное деление на части несложного по структуре и содержанию текста;
формулировка заголовков пунктов плана (с помощью педагогического работника);

различение главных и второстепенных героев произведения с элементарным
обоснованием;
определение собственного отношения к поступкам героев (героя), сравнение собственного
отношения и отношения автора к поступкам героев с использованием примеров из текста
(с помощью педагогического работника);
пересказ текста по коллективно составленному плану;
нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и смысла с
опорой на контекст;
ориентировка в круге доступного чтения, выбор интересующей литературы (с помощью
взрослого), самостоятельное чтение художественной литературы;
знание наизусть 10 - 12 стихотворений и 1 прозаического отрывка.

Содержание тем учебного курса по чтению в 8 классе.
№
п/п
1.
1.1
1.2
1.3
1.4.
2.
2.1

2.2.

2.3.
2.4.

2.5
2.6.

2.7.
2.8.
3.
3.1
3.2.
3.3.

Наименование разделов и тем

Устное народное творчество
Сказки
Пословицы и поговорки.
Баллады.
Былины.
Произведения русских писателей XIX века.
А.С.Пушкин. Биография: М.Я. Басина «Публичное испытание», И.И. Пущин
«Записки о Пушкине». Стихотворения: «Памятник», «Во глубине сибирских
руд, «Зимнее утро», «Признание», «Сожженное письмо», «Няне», «На холмах
Грузии», «19 октября 1827». «Сказка о попе и о работнике его Балде».
М.Ю.Лермонтов. Биография. Стихотворения: «Смерть поэта», «Родина»,
«Парус», «Сосна». Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого
опричника и удалого купца Калашникова».
И.А.Крылов. Биография. Басни: «Волк на псарне», «Осел и соловей», «Муха и
пчела».
Н.А.Некрасов. Биография. Стихотворения: «Размышления у парадного
подъезда», «В полном разгаре страда деревенская», «Мороз красный нос».
Отрывок из поэмы «Русские женщины».
А.В.Кольцов. Биография поэта, его творчество. Стихотворения: «Раздумье
селянина».
И.С. Никитин. Биография поэта, его творчество. Стихотворения: «Звёзды
меркнут и гаснут», «Русь», «Утро на берегу реки». «Осень» А.Н. Майков.
«Неохотно и несмело» Ф.И. Тютчев. А.А.Фет «Чудная картина»
И.С. Тургенев. Биография писателя.
Повесть «Муму»
Л.Н.Толстой. Биография. Рассказ «После бала».
Произведения русских писателей первой половины 20века.
А.П.Чехов. Биография. Рассказ «Лошадиная фамилия».
В.В.Маяковский «История Власа- лентяя лоботряса».
Л.И.Ошанин «Голос земли». С.В.Михалков «Школа».
В.Г.Короленко. Биография. «Слепой музыкант»

3.4. А.М.Горький. Биография. Рассказ «Макар Чудра».
3.5. С.А.Есенин. Биография. Стихотворения: «Спит ковыль», «Пороша»,
«Отговорила роща золотая».
3.6. А. Платонов. Биографическая справка. Рассказ «Разноцветная бабочка»
3.7. А.Н. Толстой. «Русский характер».
А.А.Фадеев «Молодая гвардия»
3.8.
Н.А. Заболоцкий «Некрасивая девочка»
Произведения русских писателей второй половины 20века.
3.9 К. Паустовский. Биография. «Телеграмма». «Цветик -сесемицветик» В.П.
Катаев.
3.10. Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви»
3.11. «Самый счастливый день» А.Г. Алексин
«Зимний дуб» Ю.М. Нагибин

3.12. Л.А. Кассиль. Пекины бутсы.
М.А.Шолохов «Дед щукарь»
3.13 А. Т. Твардовский «Василий Тёркин»
1) «Гармонь»
2) «Кто стрелял», «В наступлении»
3.14 «Повесть о настоящем человеке» Б.Н. Полевой
Шукшин «Гринька Малюгин».
3.15 В.П.Астафьев «Далёкая и близкая сказка»
Всего за год – внеклассное чтение –

№
п/п

Календарно-тематическое планирование по чтению в 8 классе.
136 часов – 4 часа в неделю
Программный материал
Кол-во часов
1
1
1

8

Чтение русской народной сказки «Волшебное кольцо».
Описание дружбы и взаимовыручки в сказке «Волшебное кольцо».
Ролевое чтение отрывков из сказки «Волшебное кольцо».
Пословицы и поговорки.
Умение объяснять смысл и значение.
В.А. Жуковский. «Перчатка».
Оценка поведения главного героя.
И.З. Суриков «Нашла коса на камень».
Ролевое чтение баллады.
Краткое знакомство с былинами.
Умение правильно читать былину плавно, напевно.
Чтение былины«Добрыня и Змей»

9

Знакомство с творчеством великого русского поэта А.С.Пушкина.

1

Работа по плану по статье М.Я. Басина«Публичное испытание».

1

Описание встречи двух лицейских друзей И.И.Пущина«Записки о
Пушкине».

1

1
2
3
4
5
6
7

10

11

12
13
14
15
16
17

Выразительное чтение стихотворения А.С.Пушкина
«Во глубине сибирских руд..».
Внеклассное чтение.
По произведениям А.С. Пушкина.
Работа с периодической печатью.
Газета «Вестник района».
Описание зимнего утра в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее
утро».
Выразительное чтение стихотворений А.С.Пушкина«Няне», «И. И.
Пущину», «19 октября 1827».
Выделение основной мысли в стихотворениях А.С.Пушкина
«Сожженное письмо».

18

Выразительное чтение А.С.Пушкина «Сказка о попе и о работнике
его Балде».

19

Знакомство с творчеством великого русского писателя М.Ю.
Лермонтова.

20

Выразительное чтение М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта».

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1

М.Ю. Лермонтов
«Родина».

1

21

Выразительное чтение стихотворений М.Ю.Лермонтова «Парус»,
«Сосна».

1

22

25
26

Выразительное чтение М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана
Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Внеклассное чтение.
А.Р.Беляев «Золотая гора», "Прыжок в ничто».
Биография И.А.Крылова.
Чтение по ролям басни И.А.Крылова «Волк на псарне».

27

Главная мысль басни И.А.Крылова «Муха и Пчела».

1

28

Итоговый урок по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова,
И.А. Крылова.

1

23
24

29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42

4
1
1
1

Знакомство с творчеством великого русского поэта Н.А.Некрасова.
Описание народного страдания в стихотворении Н.А. Некрасова
«Размышления у парадного подъезда».

1

Выразительное чтение стихотворения Н.А.Некрасова «В полном
разгаре страда деревенская».

1

Составление характеристики русской женщины по плану
Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос».
Выразительное чтение отрывка из стихотворения Н.А.Некрасова
«Русские женщины».
Знакомство с творчеством великого русского писателя
И.С.Никитина.
Выразительное чтение отрывка из стихотворения И.С.Никитина
«Русь».
Выразительное чтение стихотворения И.С.Никитина «Утро на
берегу озера».
Внеклассное чтение.
Итоговый урок по творчеству по творчеству Н.А. Некрасова, И.С.
Никитина.
Знакомство с творчеством великого русского писателя И.С.
Тургенева.
Работа по плану 1 части «Новое житьё» повести И.С. Тургенева
«Муму».
Выделение главной мысли 2 части «Появление друга»повести И.С.
Тургенева «Муму».
Работа по плану 3 части «Муму попала в немилость» повести И.С.
Тургенева «Муму».
Выделение главной мысли 4 части «Исчезновение друга» повести
И.С. Тургенева «Муму».

1

1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1

43
44
45
46
47
48
49

Пересказ по плану 5 части «Муму вернулась» повести И.С.
Тургенева «Муму».
Выразительное чтение 6 части «Переполох в доме» повести И.С.
Тургенева «Муму».
Характеристика барыни 7 части «Приказ барыни» повести И.С.
Тургенева «Муму».
Выделение главной мысли 8 части «Гибель Муму» повести И.С.
Тургенева «Муму».
Итоговый урок по повести И.С. Тургенева «Муму».
Работа с периодической печатью.
По страницам журналов и газет.
Знакомство с творчеством великого русского писателя Л.Н.
Толстого.

50

1
1
1
1
1
1
1
3

Осознанное чтение рассказа Л.Н. Толстого «После бала».
51
52
53

Знакомство с творчеством великого русского писателя А.П.Чехова.
Осознанное чтение рассказа А.П.Чехова «Лошадиная фамилия».

1
2

Внеклассное чтение.
А.П. Чехов «Толстый и тонкий»

1

54

Знакомство с творчеством великого русского писателя В.Г.
Короленко.

1

55

Знакомство с главными героями рассказа В.Г. Короленко «Слепой
музыкант».
Характеристика детей в рассказе В.Г. Короленко «Слепой
музыкант».
Знакомство девочки с семьёй Петрика в рассказе В.Г. Короленко
«Слепой музыкант».
Дружба детей в рассказе В.Г. Короленко «Слепой музыкант».
Встреча Петра с молодёжью в рассказе В.Г. Короленко «Слепой
музыкант».
Разговор матери и Максима в рассказе В.Г. Короленко «Слепой
музыкант».
Одиночество Петра в рассказе В.Г. Короленко «Слепой музыкант».
Сравнение героев в детские и юношеские годы в рассказе В.Г.
Короленко «Слепой музыкант».
Творческий путь А.М. Горького.
А.М.Горький «Макар Чудра».
Творчество поэта С.А. Есенина.
Любовь поэта к родине в стихотворении С.А. Есенина«Спит
ковыль».
Изображение зимней природы в стихотворении С.А. Есенина
«Пороша».

1

56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67

2
1
1
2
1
1
1
1
2
1
1
1

68

69
70
71
72
73

Использование сравнений в стихотворении С.А. Есенина
«Отговорила роща золотая…».

1

Внеклассное чтение.
Стихотворения А.С. Есенина.

1

Материнская любовь в сказке А.П. Платонова «Разноцветная
бабочка».
Сравнение сказки с реальной жизнью в сказке А.П. Платонова
«Разноцветная бабочка».
Творческий путь А.Н.Толстого.
А.Н. Толстой «Русский характер».
Егор Дрёмов – главный герой рассказа.

1
1
1
1

А.Н. Толстой «Русский характер».
Чувства Егора Дрёмова в родном доме.
Главная мысль рассказа А.Н. Толстого«Русский характер».

1

Красота человека в стихотворении Н.А. Заболоцкого «Некрасивая
девочка».
Внеклассное чтение.
Рассказы К.Г. Паустовского

1

1

79

Работа с периодической печатью.
По страницам журналов и газет.
Творческий путь К.Г.Паустовского.

80

Чувство одиночества в рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма».

1

81

Главная мысль рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма».
Внеклассное чтение.
Рассказы о Великой Отечественной войне.
Знакомство с творчеством писателя Р.И. Фраермана.

1

74
75
76

77
78

82

1

1

1

1
1

83

84

Р.И. Фраерман«Дикая собака Динго, или повесть о первой любви».

8

85

Знакомство с творчеством писателя Л. А. Кассиля.

1

86

Л. А. Кассиль «Пекины бутсы».

87

Знакомство с творчеством писателя А.Т.Твардовского.

3
1

88

Отрывок из поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».
Внеклассное чтение.
Б.Н. Полевой
«Повесть о настоящем человеке»

89

5
1

90
91
92
93

Знакомство с творчеством писателя В.М.Шукшина.
Оценка поступка главного героя в рассказе В.М. Шукшин «Гринька
Малюгин».
Характеристика главного героя в рассказе В.М. Шукшин «Гринька
Малюгин».
Выделение главной мысли рассказа В.М. Шукшина «Гринька
Малюгин».

1
1
2
2
1

94

Знакомство с творчеством писателя В.П.Астафьева.

95

В.П. Астафьев «Далёкая и близкая сказка».

96

Знакомство с творчеством писателя Р.П.Погодина.

1

97

Р.П. Погодин «Альфред».

7

98

Знакомство с творчеством писателя А.А.Суркова.

1

99

А.А. Сурков «Родина».

2

100

Работа с периодической печатью.
По страницам журналов и газет.

1

4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».