Адаптивная ФК_5-9 классы_АОП ООО ЗПР

Приложение к АОП ООО
МАОУ СОШ №22
им. Героя Советского Союза В.С. Маркова
(утверждено приказом № 303-од от 30.08.2023 г.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Адаптивная физическая культура»
5-9 классы

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ С УКАЗАНИЕМ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НА
УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Модуль

/ Разделы

Содержание

Дополнительные

виды

деятельности

тематический

реализации

блок

потребностей обучающихся с ЗПР

Знания

о

Место и роль адаптивной физической -

физической

культуры

культуре

обществе.

и

спорта

в

особых

Просматривают

современном теоретическим

для

образовательных
видеоматериал

вопросам

по

адаптивной

физической культуры;

Адаптивная

физическая

культура

- -

слушают

рассказ

педагога

(допустима

составная часть культуры, одно из важных словесная активизации внимания);
средств

укрепления

всестороннего

здоровья

физического

и - отвечают на вопросы по прослушанному

развития материалу;

занимающихся.

- выполняют задания на поиск ошибок в

Понятия о здоровье и здоровом образе вербальном теоретическом материале;
жизни.

Необходимость

наблюдения

за

физическим

развитием

контроля

состоянием
и

и -

делают

информационное

сообщение

по

здоровья, теоретическим аспектам АФК;
физической - находят информацию по теории и методике

подготовленностью. Техника безопасности АФК в сети Интернет и других источниках;
при занятиях АФК и спортом.

- с помощью педагога выполняют практические

Значение АФК для подготовки людей к занятия с заданными параметрами (составляют

трудовой деятельности.
История
современное

олимпийского
олимпийское

России, великие спортсмены.

режим дня, подбирают материал по теме и т.д.);
движения, - участвуют в проектной деятельности на
движение

в доступном уровне;
-

составляют

небольшой

рассказ

из

2-3

предложений по теоретическим вопросам АФК.
Гимнастика

с Обучение

Построения и перестроения. Построения, Этап знакомства с упражнением:

элементами

основным

повороты на месте, перестроение из одной -

акробатики

гимнастическим

шеренги в две, из колонны по одному в словесное сопровождение;

элементам

колонну по два. Перемена направления -

выполнение
выполнение

упражнений
упражнений

с

опорой

на

по

памяти

со

движения строя. Обозначение шага на словесным пояснением учителя;
месте. Переход с шага на бег и с бега на шаг.

Изменение

скорости

Повороты в движении.

выполняют

действия

по

разработанным

упражнение,

проговаривают

движения. алгоритмам.
Этап закрепления:
-

выполняют

порядок выполнения действия «про себя».
Дополнительная коррекционная работа:
- выполняют упражнения на координацию и
равновесие без опоры на месте и в движении;
-

выполняют

разными

дыхательные
способами:

упражнения
грудное

и

диафрагмальное дыхание, медленное и быстрое,
поверхностное и глубокое;

-

выполнение

упражнений

для

развития

двигательной памяти;
- выполняют упражнения целостно.

Обучение

Общеразвивающие

упражнения

без Этап знакомства с упражнением:

элементам

предметов:

акробатики

Упражнения для развития рук и плечевого движения с последующим их объединением;

- последовательное изучение отдельных фаз

пояса: медленные плавные сгибания и -

просматривают

движения

в

разных

разгибания; медленные плавные скручивая экспозициях со словесным сопровождением
и

педагога

и

одновременным

выполнением

вращения, махи, отведения и приведения.

упражнений по подражанию и сопряженной

Упражнения для развития мышц шеи.

речью;

Упражнения для развития мышц туловища.

-составляют

Упражнения на формирование правильной действия
осанки

(наклоны,

повороты,

рассказ-описание двигательного
по

картинке

с

последующей

вращения демонстрацией и выполнением его;

туловища, в положении лежа; поднимание и -

изучают

схему

фигуры

человека

для

опускание ног, круговые движения одной и понимания структуры тела, функций суставов
обеими ногами, поднимание и опускание основных мышечных групп;
туловища).

- выполняют движение совместно с педагогом с

Упражнения
различные

для

развития

маховые

мышц

движения

ног: одновременным проговариванием.

ногами, Этап закрепления:

приседания на обеих и на одной ноге, - участвуют в игровой деятельности в процессе
выпады,

выпады

с

дополнительными выполнения

пружинящими движениями.
Упражнения

с

упражнения

(имитация,

танцы,

соревнования и т.д.).

сопротивлением. Дополнительная коррекционная работа:

Упражнения в парах – повороты и наклоны -

выполняют

упражнения

для

развития

туловища, сгибание и разгибание рук, двигательной памяти: для повторения серии
приседания с партнером, перенос партнера упражнений (5 упражнений);
на спине и на плечах, игры с элементами - проговаривают термины, действия и порядок
сопротивления.

выполнения упражнения;
-

выполняют

упражнения

на

статическую

организацию движения с контролем амплитуды.

Общеразвивающие Упражнения
упражнения
предметами

с

с поднимание,

набивными

мячами: Этап знакомства с упражнением:

опускание,

наклоны, - изучают порядок выполнения упражнения по

повороты, перебрасывания с одной руки на схеме

строения

человека

для

понимания

другую перед собой, над головой, за структуры тела, функций суставов основных
спиной, броски и ловля мяча.

мышечных групп;

Упражнения на месте (стоя, сидя, лежа) и в -

слушают

движении (в парах и группе с передачами, упражнения
бросками и ловлей мяча).
Упражнения

с

медленные

туловища,

гантелями,
повороты

приседания

утяжелителями

сидя,

схеме

с

выполнения
последующей

штангой, - изучают движение в разных экспозициях со
и

сопровождением

педагога

и

наклоны одновременным выполнением упражнений по

(начинать

в подражанию и сопряженной речью;

положении лежа, затем вводить упражнения с

по

порядка

демонстрацией и выполнением его;

мешками с песком: сгибание и разгибание словесным
рук,

описание

если

противопоказаний и нарушений осанки).

изучение

упражнения

по

карточкам

с

нет рисунками и схемам движений, с заданиями,
указателями, ориентирами.

Упражнения с малыми мячами – броски и Этап закрепления
ловля мяча после подбрасывания вверх, -выполняют

упражнение

целостно

с

удара о пол, в стену (ловля мяча на месте, в самоконтролем и взаимоконтролем.
прыжке, после кувырка в движении).

Дополнительная коррекционная работа:
- выполняют упражнения для развития мелкой

Перекаты: вперед и назад из положения моторики

(динамическая

и

лёжа на спине, перекат вперед и назад из организация двигательного акта);

статическая

положения сидя, перекат вперед и назад из -

выполняют

упражнения

для

развития

упора присев, круговой перекат в сторону, внимания (Например, вставить недостающее
перекат вперед погнувшись.

упражнение в уже изученную серию).

Упражнения в группировке: в положении
лёжа на спине, сидя, в приседе.
Кувырки: кувырок назад, кувырок назад
прогнувшись через плечо, кувырок вперед,
кувырок вперед с прыжка.
Стойки: Стойка на лопатках. Стойка на
голове и руках, стойка на руках
Мост. Перевороты.
Постепенно усложняющиеся комбинации
элементов в соответствии с двигательными
возможностями обучающихся.
Легкая

Обучение технике Ходьба.

атлетика

ходьбы и бега

Сочетание

Этап знакомства с упражнением:
разновидностей

ходьбы

(на - Самостоятельное построение;

носках, на пятках, в полу-приседе, спиной - выполняют упражнение с опорой на словесное
вперед).

объяснение педагога;

Ходьба на носках с высоким подниманием - называет правила техники безопасности,
бедра;

правила оказания первой помощи;

Ходьба приставным шагом левым и правым - проговаривают порядок выполнения действия
боком;

«про себя».

ходьба с остановками для выполнения
задания (присесть, повернуться, выполнить Этап закрепления:
упражнение и др.);

- выполняют упражнения в условиях проверки

ходьба скрестным шагом;

(самоконтроль, взаимоконтроль, зачетный урок

ходьба

с

изменением

направлений

по и т. д.);

сигналу;

- выполняют упражнения в соответствии с

ходьба с выполнением

планом.

движений рук на координацию;

Дополнительная коррекционная работа:

ходьба

с

преодолением

несложных -

выполняют

упражнения

препятствий;

произвольного торможения;

продолжительная ходьба (10-15 мин.) в

-

различном темпе;

разными

выполняют

дыхательные
способами:

для

развития

упражнения
грудное

и

пешие переходы по слабопересеченной диафрагмальное дыхание, медленное и быстрое,
местности до 1км,

поверхностное и глубокое;

ходьба в различном темпе с выполнением заданий и другие.
на

месте

подниманием бедра

с

высоким

со сменой темпа;

Бег «змейкой», не задевая предметов; то же
—

на

представлений.

Бег.
Бег

игры

вдвоем, держась за руки;

Бег по прямой по узкому (30—35 см)

развитие

пространственных

коридору;
Бег с подскоками, с подпрыгиванием и
доставанием предметов;
Бег по ориентирам;
Бег в различном темпе;
Медленный бег в равномерном темпе от 5
до 15 минут;
«Челночный

бег».

Бег

с

максимальной скоростью, остановками, с
переноской предметов (кубиков, мячей);
Бег с грузом в руках;
Бег широким шагом на носках по прямой;
Скоростной бег на дистанции 10-30м;
Бег с преодолением малых препятствий
(набивные мячи, полосы, скамейки) в
среднем темпе;
Бег на 20-30м;
Эстафетный бег на отрезках 15-20м с
передачей

эстафеты

касанием

рукой

партнера;
Бег с преодолением препятствий (высота до
20-30см);

Различные

специальные

беговые

упражнения на отрезках до 30м;
Бег на 30м на скорость;
Кроссовый

бег

по

слабопересеченной

местности на расстояние до 1000м и
другие.
Обучение
метанию
мяча

Подготовительные

упражнения: Этап знакомства с упражнением:

малого упражнения на увеличение подвижности - последовательное изучение отдельных фаз
(гибкости) в плечевых суставах и в грудном движения с последующим их объединением
отделе

позвоночника;

(двигательную
движений;

ловкость)

развитие

координацию и

просмотр

показа

движений

в

разных

быстроту экспозициях со словесным сопровождением

скоростно-силовых педагога

качеств.

и

одновременным

выполнением

упражнений по подражанию и сопряженной

Подготовительные упражнения с мячом: речью;
перекатывание

мяча

партнеру, - составление рассказа-описания двигательного

перекатывания мяча через препятствия, действия
катание

мяча

вдоль

по

картинке

с

последующей

гимнастической демонстрацией и выполнением его;

скамейки. Подбрасывание и ловля мяча над -совместный

с

педагогом

анализ

рисунка

собой и об стенку. Перебрасывание мяча фигуры человека для понимания структуры
двумя руками
партнеру

снизу, из-за

головы

тела, функций суставов основных мышечных

и ловля двумя руками (с групп.

постепенным увеличением

расстояния

Этап закрепления

и

высоты

полета).

Дополнительные - выполняют упражнение целостно;

движения перед ловлей мяча.

- выстраивают движение самостоятельно.

Упражнения с набивным мячом. Удержание Коррекционная работа:
мяча в различных положениях, ходьба с - выполняют упражнения для развития мелкой
мячом

в

различных

наклоны

положениях

туловища,

удержанием

приседания

мяча.

набивного

мяча

рук, моторики

в

и

статическая

с организация двигательного акта);

Перекатывание - взаимодействуют с партнером при выполнении

руками,

ногами,

со упражнений в парах;

сбиванием предметов. Стойка на мяче.
Упражнения

(динамическая

метании

малого

-

выполняют

манипуляции

с

предметами

мяча. (Например, жонглирование).

Метание малого мяча в цель. Метание в
цель

после

предварительного

замаха.

Метание из разных исходных положений.
Метание на точность попадания в цель.
Эстафеты с метанием в цель, подвижные
игры с метанием.
Спортивные

Обучение игре в Изучение

правил

игры

волейбол,

баскетбол,

баскетбол, футбол

наглядности:

футбол

игры
с

в

использованием - просмотр и совместный анализ видео с

презентаций,

изданий, видеофильмов.
Баскетбол: стойка
передвижения

к

волейбол, Этап знакомства с упражнением:
печатных правильным

выполнением

упражнения,

с

игрой;
баскетболиста, - последовательное изучение отдельных фаз

защитной

стойке движения с последующим их объединением;

приставными шагами влево, вправо, вперед, -изучение
назад, с остановками шагом и прыжком без человека

движения
для

по

понимания

рисунку

фигуры

структуры

тела,

мяча, передача мяча двумя руками от груди функций суставов основных мышечных групп;
с места и шагом, ведение мяча на месте, по - изучают правила игры, проговаривают их
прямой, бросок мяча по корзине двумя следуют им в игровой деятельности.
руками от груди и двумя руками снизу с Этап закрепления:
места.

- участвуют в соревнованиях;

Волейбол:

- играют;

Перемещения и стойки: основная и низкая - самостоятельно осуществляют судейство.
стойка;

ходьба,

приставными

бег,

шагами

перемещение Дополнительная коррекционная работа:
лицом,

боком -упражнения для развития коммуникации и

(правым, левым), спиной вперед; двойной взаимодействия;
шаг, скачок вперед, остановка шагом; -

упражнения

сочетание стоек и перемещений, способов взаимодействия.
перемещений.
Передачи: передача мяча сверху двумя
руками: над собой – на месте, в парах, в
треугольнике;

передачи

в

стену

с

изменением высоты и расстояния.
Нижняя прямая подача: и.п. стоя лицом к
сетке, ноги согнуты в коленях, одна нога
впереди, туловище наклонено

для

межполушарного

Футбол:
Обучение движениям без мяча: бег (в том
числе

и

с

изменением

направления);

прыжки; финты без мяча (туловищем).
Обучение движениям с мячом: удар ногой;)
прием (остановки) мяча; удар головой;
ведение мяча; финты;
отбор мяча; вбрасывание мяча; техника
вратаря.

Лыжная

Обучение

1) передвижения на лыжах различными Этап знакомства с упражнением:

подготовка

основным

классическими

ходами -

просмотр

выполнения

упражнения

элементам лыжной (попеременным двухшажным,

словесным объяснением педагогом;

подготовки

-

одновременным бесшажным,
одновременным

просмотр

обучающего

видео

со
с

одношажным, сопровождающими комментариями педагога.

одновременным двухшажным);

Этап закрепления:

2) подъёмы на лыжах в гору;

- проговаривание порядка выполнения действия

3) спуски с гор на лыжах;

«про

4) торможения при спусках;

одновременным выполнением упражнения;

5) повороты на лыжах в движении;

-

себя»

(идеомоторная

самостоятельно

проходят

речь)

с

(пробегают)

6) прохождение учебных дистанций (1,2,3 дистанция в заданной технике с контролем
км).

своего состояния;

Построение в одну колонну. Передвижение - участвуют в соревнованиях.
на лыжах под рукой; с лыжами на плече; Дополнительная коррекционная работа:
поворот на лыжах вокруг носков лыж; -

выполняет

упражнения

для

развития

передвижение ступающим и скользящим переключаемости движений;
шагом по лыжне; спуск со склонов в низкой - выполняет упражнения для согласования
стойке, в основной стойке; подъем по движений рук и ног (динамическая организация
склону наискось и прямо «лесенкой»; двигательного акта);
передвижение на лыжах в медленном темпе - выполняет движения в разном темпе;
на отрезке до 1 км; передвижение на лыжах - развитие пространственных представлений:
на скорость на отрезке 40-60 м. Игры "Кто соблюдение дистанции в передвижении;

дальше",

"Быстрый

лыжник",

"Кто - выполняет дыхательные упражнения разными

быстрее". Передвижение на лыжах до 1км.

способами: грудное и диафрагмальное дыхание,
медленное
глубокое.

и

быстрое,

поверхностное

и

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Планируемые

результаты

освоения

программы

представлены

на

уровень

образования. Распределение указанных результатов по годам обучения определяется
Адаптированной

основной

общеобразовательной

программой

основного

общего

образования обучающихся с ЗПР, разработанной образовательной организацией.
Личностные результаты освоения
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к спортивному
прошлому и настоящему многонационального народа России, осознание и ощущение
личностной сопричастности спортивной составляющей жизни российского народа).
Знание истории спорта, знаменитых спортсменов России и мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к занятиям

адаптивной физической культурой; готовность и

способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам при
выполнении физических упражнений и в совместной спортивной деятельности.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню

развития науки

и

общественной практики,

учитывающего социальное,

культурное, языковое, духовное, спортивное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к физическим
возможностям другого человека, к его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и
достигать в нем взаимопонимания.
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм на уроках
«Адаптивная физическая культура».
7.

Сформированность

ценности

здорового

и

безопасного

образа

жизни;

интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях.
8. Развитость эстетического сознания через освоение понимания красоты движения
и человека.

9.

Сформированность

современному

уровню

основ

экологической

экологического

мышления,

культуры,
наличие

соответствующей

опыта

экологически

ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных
ситуациях (готовность к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом).
Метапредметные результаты
●

систематизировать,

сопоставлять,

анализировать,

обобщать

и

интерпретировать информацию по истории спорта, теоретическим основам адаптивной
физической культуры, содержащуюся в готовых информационных объектах;
●

заполнять и/или дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты: составление

режима дня, программы тренировок и т.д.
Регулятивные УУД
1.

Умение

самостоятельно

определять

цели

обучения,

ставить

и

формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
●

анализировать существующие и планировать будущие образовательные

результаты по предмету «Адаптивная физическая культура»;
●

определять

совместно

с

педагогом

критерии

оценки

планируемых

образовательных результатов;
●

идентифицировать препятствия, возникающие при достижении собственных

запланированных образовательных результатов в части физического совершенствования;
●

выдвигать версии преодоления препятствий, формулировать гипотезы, в

отдельных случаях — прогнозировать конечный результат;
●

ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной

деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих возможностей;
●

обосновывать

выбранные

подходы

и

средства,

используемые

для

достижения образовательных результатов.
2.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе

альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач на уроках по адаптивной физической культуре. Обучающийся
сможет:
●

определять

необходимые

действия

в

соответствии

познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

с

учебной

и

●

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов

решения учебных задач;
●

определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для

выполнения учебной и задачи;
●

выбирать

из

предложенных

вариантов

и

самостоятельно

искать

оптимальные ресурсы для совершенствования двигательных функций;
●

планировать и корректировать свое физическое развитие.

3.

Умение

соотносить

свои

действия

с

планируемыми

результатами,

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией на занятиях по адаптивной
физической культуре. Обучающийся сможет:
●

различать результаты и способы действий при достижении результатов;

●

определять совместно с педагогом критерии достижения планируемых

результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
●

отбирать инструменты для оценивания и оценивать свою деятельность,

осуществлять самоконтроль на уроках по адаптивной физической культуре;
●
основе

работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на
анализа

изменений

ситуации

для

получения

запланированных

характеристик/показателей результата;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные

4.

возможности ее решения. Обучающийся сможет:
●

определять критерии правильности (корректности) выполнения упражнения;

●

обосновывать достижимость выполнения упражнения выбранным способом

на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
●

фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных

результатов.
5.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
●

анализировать собственную деятельность на уроках по адаптивной

физкультуре и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
●
делать

соотносить реальные и планируемые результаты двигательного развития и
выводы

о

причинах

неуспешности/неэффективности;

его

успешности/эффективности

или

●

определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих

действий привели к правильному выполнению физического упражнения;
●

демонстрировать

приемы

регуляции

собственных

психофизиологических/эмоциональных состояний.
Познавательные УУД
6.

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать

причинно-следственные

связи,

строить

логическое

рассуждение,

умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы на основе
содержания предмета «Адаптивная физическая культура». Обучающийся сможет:
●

подбирать соответствующие термины к упражнению, движению или

спортивному инвентарю;
●

выделять общий признак или отличие двух или нескольких упражнений,

объяснять их сходство или отличия;
●

объединять движения, упражнения в группы по определенным признакам,

сравнивать, классифицировать;
●

различать/выделять явление из общего ряда других явлений;

●

выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений или событий,

выявлять причины возникновения наблюдаемых явлений или событий;
7.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и

схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
●

обозначать символом и знаком движение;

●

определять логические связи между движениями, обозначать данные

логические связи с помощью знаков в схеме выполнения упражнения;
●

строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать

неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания о физическом упражнении, к
которому применяется алгоритм;
8.

Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

●

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями

изучения теоретических основ адаптивной физической культуры);
Коммуникативные УУД
9.

Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную

деятельность с педагогом и сверстниками на уроках «Адаптивная физическая культура»;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на

основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
●

определять возможные роли в совместной деятельности;

●

играть определенную роль в совместной деятельности;

●

организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять общие

цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

Предметные результаты
Требования к процессу и планируемым результатам занятий с учетом психофизических возможностей обучающегося с задержкой
психического развитии

Модуль

/ Разделы

тематический

Требования к процессу и планируемым результатам занятий

блок
Предметные примерные планируемые результаты
Знания

о

- Объясняет роль и значение адаптивной физической культуры в развитии общества и

физической

человека, цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в

культуре

современном мире, влияние на развитие массовой физической культуры и спорта высших
достижений;
- объясняет

роль и значение занятий адаптивной физической культурой в укреплении

здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизни.
- знает требования ГТО.
Характеризует:
- индивидуальные особенности физического и

психического развития и их связь с

регулярными занятиями физическими упражнениями;
- особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий
физическими

упражнениями,

особенности

планирования

индивидуальных

занятий

физическими упражнениями различной направленности и контроля их эффективности;
- особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, их
оздоровительную и развивающую эффективность.
Гимнастика

с Обучение

элементами

основным

акробатики

гимнастическим
элементам

-Выполняет построение в шеренгу и колонну по команде;
- осуществляет расчет в шеренге и колонне по одному; на 1-й, 2-й;
- выполняет упражнения по памяти со словесным пояснением учителя;
- выполняет серию действий;
- запоминает несколько движений на слух и воспроизводит их;
- выполняет несложные перестроения, связанные с необходимостью логического мышления;
- знает пространственные понятия «лево-право», «вперед-назад», «верх-низ»;
- выполняет усложняющие задания педагога в процессе ходьбы и бега;
- выполняет упражнения на координацию и равновесие без опоры на месте и в движении;
- проговаривает порядок выполнения действия «про себя» и в соответствии с проговариванием
выполняет действие.

Обучение

-

Выполняет

упражнения

с

осуществлением

самоконтроля,

парного

контроля,

с

элементам

проговариванием;

акробатики

- включает в работу нужные группы мышц (допустима помощь педагога в построении
правильного положения тела при выполнении упражнения);
- удерживает позу при выполнении упражнений на развитие статической координации
несколько секунд;
- выполняет на память серию упражнений;

- выполняет упражнение под самостоятельный счет с контролем педагога;
- включает в работу нужные группы мышц (допустима помощь педагога в построении
правильного положения тела при выполнении упражнения);
- удерживает позу с сохранением объема движения при выполнении упражнений на развитие
статической координации 10 секунд;
- выполняет на память серию из 5-7 упражнений.
Общеразвивающие - Применяет приемы страховки и самостраховки во время занятий физическими
упражнения
предметами

с упражнениями, приемы оказания первой помощи при травмах и ушибах; приемы массажа и
самомассажа;
- выполняет упражнение целостно со словесным сопровождением;
- знает назначение спортивного инвентаря, проговаривает его;
- включает в работу нужные мышцы групп (допустима помощь педагога в построении
правильного положения тела при выполнении упражнения);
- выполняет упражнения на координацию и равновесие без опоры на месте и в движении.

Легкая

Обучение технике - Соблюдает правила профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и

атлетика

ходьбы и бега

ушибах, проговаривает их;
- четко выполняет упражнения с опорой на словесную инструкцию;
- проговаривает порядок выполнения действия «про себя» и в соответствии с этим выполняет
действие;
- удерживает правильную осанку при ходьбе и беге;
- выполняет упражнения по чередованию работы рук и ног (например, чередует хлопок с
шагом);
- удерживает позу при выполнении упражнений на развитие статической координации 10
секунд;
- по инструкции выполняет упражнение со сменой темпа выполнения;
- выполняет дыхательные упражнения разными способами: грудное и диафрагмальное
дыхание, медленное и быстрое, поверхностное и глубокое.

Обучение
метанию
мяча

- Выполняет упражнения с осуществлением самоконтроля, парного контроля;
малого - определяет эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние
организма

и

физическую

работоспособность;

дозировку

физической

нагрузки

и

направленность воздействий;
- выполняет упражнение целостно;
- включает в работу нужные мышцы групп (допустима помощь педагога в построении
правильного положения тела при выполнении упражнения);
- выполняет на память серию из 5-7 упражнений;
- выполняет манипуляции с предметами (например, жонглирование).

Спортивные

Обучение игре в - Играет по правилам без облегчений.

игры

волейбол,

Соблюдает правила:

баскетбол, футбол

- культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований;
- профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах;
- экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культурой;
- проводит спортивные соревнования с обучающимися младших классов;
-проводит судейство соревнований по одному из видов спорта.

Лыжная

Обучение

Соблюдает правила:

подготовка

основным

- культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований;

элементам лыжной - профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах;
подготовки

- экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях лыжной подготовкой;
Проговаривает правила игр;
Выполняет упражнение целостно, проговаривает последовательность действий;
Удерживает правильную осанку при ходьбе и беге.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№

Вид

программного Количество часов (уроков)

п/п

материала

Класс
5

1

Инвариантная часть

1.1

Знания

о

физической

культуре
1.2

Спортивные игры

1.3

Гимнастика
элементами

6

7

8

9

В процессе урока
27

27

27

27

27

14

14

14

14

14

с

акробатики
1.4

Легкая атлетика

14

14

14

14

14

1.5

Лыжная подготовка

13

13

13

13

13

Всего часов

68

68

68

68

68

Приложение №1
к рабочей программе по предмету
«Адаптивная физическая культура»
5-9 классы

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень
физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат
выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение
ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.

Значительные

ошибки – это ошибки, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но
влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого
ненамного. К значительным ошибкам относятся: старт не из требуемого положения;
отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту; бросок мяча в
кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений; несинхронность выполнения
упражнения. Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на
качество и результат выполнения упражнения.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается
наличие мелких ошибок.
Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и
несколько мелких.
Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько
грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.
Оценка «2» выставляется, если упражнение просто не выполнено. Причиной
невыполнения является наличие грубых ошибок.
При

оценивании

подготовительную

успеваемости

физкультурную

обучающихся,

группу

здоровья,

имеющих
строго

специальную

учитывается

и

характер

заболевания и медицинские показания. Данные учащиеся выполняют общеразвивающие

упражнения,

упражнения

АФК,

отвечают

на

теоретические

вопросы,

выполняют

теоретические тестовые задания, готовят доклады, презентации, творческие работы и
проекты. Учащиеся подготовительной физкультурной группы здоровья выполняют
нормативные испытания с учетом медицинских показаний, но освобождаются от
соревновательной деятельности. Рекомендуется вести индивидуальный мониторинг развития
двигательных навыков


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».