Положение о ситуационной помощи инвалидам МАОУ СОШ №22

Серовский городской округ
Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 22
им. Героя Советского Союза В. С. Маркова

Утверждено
Приказ от 01.06.2020 № 110 - од
Директор ___________ Т.Г. Широких

Положение об оказании ситуационной помощи инвалидам
и лицам с ограниченными возможностями в муниципальном
автономном общеобразовательном учреждении средней
общеобразовательной школе №22
им. Героя Советского Союза В.С. Маркова

Серов, 2020

Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом № 419ФЗ от 01 декабря 2014 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с
ратификацией Конвенции о правах инвалидов», приказом Министерства труда и
социальной защиты Российской Федерации № 527н от 30 июля 2015 г. «Об утверждении
порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых
услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при
этом
необходимой
помощи»,
Уставом
Муниципального
автономного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №22 им. Героя
Советского Союза В.С. Маркова (далее – МАОУ СОШ №22).
1. Область применения
1.1. Настоящее положение устанавливает порядок организации и алгоритм
оказания ситуационной помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями
здоровья (далее по тексту - инвалиды), обеспечение условий для беспрепятственного
доступа.
1.2. Действие настоящего положения распространяется на посетителей МАОУ
СОШ №22.
2. Общие положения
2.1. МАОУ СОШ №22 организует оказание услуг инвалидам в соответствии с
Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации» и настоящим Положением.
2.2. Для обеспечения избирательности мер социальной поддержки инвалидов в
различных жизненных ситуациях в МАОУ СОШ №22 используется алгоритм оказания
ситуационной помощи с опорой на буквенный кодификатор категорий инвалидности,
дифференцированный по преимущественному виду помощи, в которой нуждается
инвалид.
3. Буквенные коды и категории инвалидности
3.1. Для реализации ситуационной помощи каждой группе инвалидов нормативно
установлен код (буквенный), который позволяет систематизировать деятельность МАОУ
СОШ №22 по определению и предоставлению видов услуг инвалидам и видов помощи,
предусмотренных законодательством Российской Федерации.
3.2. Основные категории инвалидов, нуждающихся в ситуационной помощи
представлены в таблице 1.
Таблица 1. Основные категории инвалидов, нуждающихся в ситуационной
помощи
№ Код
Преимущественный вид помощи
Ситуационная помощь
п/п
1
К – инвалид Нуждается
в
частичном Нуждается
в
помощи
передвигается постороннем уходе и помощи, в посторонних лиц (персонала)
в коляске
т.ч. вне дома, в связи с при передвижении вне дома
выраженным
ограничением
способности к мобильности
2
С – инвалид Нуждается
в
частичном Инвалид по зрению (слепой).
2

слепой
и
слабовидящий,
ограничен
в
ориентации
3

О
–
с
поражением
опорнодвигательного
аппарата

4

Г – инвалид
глухонемой
или глухой

5

У – инвалид
ограничен
в
общении
и
контроле
за
своим
поведением

постороннем уходе и помощи и
сопровождении, в т.ч. вне дома, в
связи со значительно выраженным
и выраженным ограничением
способности
к
ориентации
(слепые и слабовидящие)
Нуждается
в
частичном
постороннем уходе и помощи, в
т.ч. вне дома, в связи с
выраженным
ограничением
способности к самообслуживанию
и бытовой жизни
Нуждается в специализированной
помощи (сурдопереводчика) при
формальных взаимоотношениях
(преимущественно вне дома) в
связи со значительно выраженным
и выраженным ограничением
способности к общению и
межличностному взаимодействию
(глухонемые, глухие)
Составляют инвалиды с
выраженными (тяжелые
проблемы) нарушениями
умственных функций. При
посещении учреждения
здравоохранения инвалидам с
кодом «У» ситуационная помощь
оказывается сопровождающим их
лицам сотрудником учреждения
при возникающих затруднениях

Нуждается в помощи
(сопровождение) посторонних
лиц (персонала) вне дома

Нуждается в помощи
посторонних лиц (персонала) в
самообслуживании и при
передвижениях вне дома
При формальных
взаимоотношениях вне дома
нуждается в услугах
сурдопереводчика

- сопровождение и помощь в
ориентации (вход/выход);
- ознакомление с
расположенной в учреждении
информацией;
- помощь в заполнении
документов (уточнить
информацию)

4. Обеспечение условий для беспрепятственного доступа
4.1. В целях обеспечения условий для беспрепятственного доступа в здания и
помещения инвалидов, нуждающихся в ситуационной помощи, на объектах МАОУ СОШ
№22:
а) оборудована система сигнализации и оповещения лиц с ограниченными
возможностями, способствующая обеспечению безопасности обучающихся в
соответствии с СНиП 21-01 и ГОСТ 12.1.004;
б) здания и сооружения оборудованы элементами доступности (широкие дверные
проемы, кнопка вызова персонала и др.) в соответствии с требованиями к доступности
среды для маломобильных граждан СНиП 35.01.2001, СП 42.13330, ГОСТ Р 51261, ГОСТ
Р 52875;
в) Оснащение зданий информационными табличками с тактильной
(пространственно-рельефной) информацией.
4.2. Требования к обеспечению условий для беспрепятственного доступа в здания и
помещения инвалидов по категориям приведены в таблице 2.
Таблица 2. Требования к обеспечению условий для беспрепятственного
доступа в здания и помещения инвалидов
3

Функциональная зона
Наличие приспособленной входной группы
здания для инвалидов (пандусы и другие
устройства и приспособления)
Оснащение
зданий
и
сооружений
системами противопожарной сигнализации
и оповещения с дублирующими световыми
устройствами

Обеспечение условий для
беспрепятственного доступа
Имеется парковочное место, имеется вход с
пандусом (оба здания), в основном здании
со звонком вызова персонала
Все кабинеты оснащены дымовыми
извещателями, коридоры противопожарной
звуковой сигнализацией с дублирующими
световыми устройствами;
пути эвакуации обозначены на стенах
знаками.

Оснащение зданий информационными
Входная
группа,
кабинеты:
устройствами,
табло
с
тактильной директора,
приемной,
секретаря,
(пространственно-рельефной) информацией медкабинет оснащены табличками с
и др.
тактильной (пространственно-рельефной)
информацией.
5. Алгоритм оказания ситуационной помощи инвалидам
5.1 Ситуационная помощь инвалиду с кодом «К».
5.1.1 Организационные мероприятия:
а) в МАОУ СОШ №22 назначается сотрудник, способный помочь инвалиду на
коляске войти и выйти из здания, помочь ему при передвижении внутри здания;
б) в здании основной вход со стороны ул. Победы установлена кнопка вызова
помощи.
5.1.2. При нахождении инвалида с кодом «К» в помещении МАОУ СОШ №22 ему
оказывается ситуационную помощь:
а) при входе и выходе из здания;
б) при перемещении внутри здания;
в) в раздевалках – помочь раздеться и одеться (при необходимости);
г) при посещении туалета, при необходимости.
5.1.3. Действия персонала при оказании ситуационной помощи в соответствии с
кодами категорий инвалидности.
5.1.3.1 вахтер или дежурный администратор МАОУ СОШ №22:
а) услышав звонок или видя посетителя с ограничением передвижения (на коляске,
костылях), выходит на улицу, открывает входные двери;
б) оказывает помощь при входе в здание;
в) уточняет, в какой помощи нуждается посетитель, цель посещения;
г) сообщает сотрудникам о посещении посетителя с ограничением передвижения;
д) оказывает помощь при выходе из здания.
5.1.3.2 сотрудник, оказывающий помощь:
а) в случае необходимости оказывает помощь при одевании и раздевании;
б) в случае необходимости оказывает помощь при передвижении внутри здания;
в) в случае необходимости оказывает помощь при посещении туалета;
Правила поведения при общении с людьми, испытывающими трудности при
передвижении, приведены в приложении.
5.2 Ситуационная помощь инвалиду с кодом «С».
5.2.1 При нахождении инвалида с кодом «С» в помещениях МАОУ СОШ №22 ему
оказывается ситуационная помощь:
а) при входе и выходе из здания;
б) при перемещении внутри здания;
4

в) в раздевалках – помочь раздеться и одеться (при необходимости);
г) при посещении туалета (при необходимости).
5.2.2 Действия персонала при оказании ситуационной помощи в соответствии с
кодами категорий инвалидности.
5.2.2.1 вахтер или дежурный администратор МАОУ СОШ №22:
а) услышав звонок или видя посетителя, встречает слепого инвалида на улице (на
входе в здание);
б) открывает входные двери;
в) помогает войти в здание;
г) берет посетителя под локоть и сопровождает до сотрудника, который будет
оказывать помощь;
д) оказывает помощь при выходе из здания.
5.2.2.2 сотрудник, оказывающий помощь:
а) помогает при одевании и раздевании;
б) сопровождает, придерживая посетителя под локоть;
в) оказывают помощь при ориентации в помещении.
Правила поведения при общении с людьми, имеющими плохое зрение, приведены
в приложении.
5.3 Ситуационная помощь инвалиду с кодом «О»
5.3.1 Для облегчения входа и выхода сотрудник, оказывающий помощь, открывает
и закрывает дверь;
5.3.2 При нахождении инвалида с кодом «О» в помещениях МАОУ СОШ №22 ему
оказывается ситуационная помощь при всех действиях, выполняемых руками:
а) при входе и выходе из здания, открывании и закрывании дверей;
б) в раздевалках – при раздевании и одевании;
в) при оформлении необходимой документации.
5.3.3. Действия персонала при оказании ситуационной помощи в соответствии с
кодами категорий инвалидности.
5.3.3.1 вахтер или дежурный администратор МАОУ СОШ №22:
а) услышав звонок или видя посетителя с поражением опорно-двигательного
аппарата встречает инвалида на улице (на входе в здание);
б) открывает входные двери;
в) помогает войти в здание;
г) приглашает сотрудника для оказания помощи;
д) оказывает помощь при выходе из здания.
4.3.3.2 сотрудник, оказывающий помощь:
а) помогает при одевании и раздевании;
б) сопровождает до нужного кабинета.
5.4 Ситуационная помощь инвалиду с кодом «Г»
5.4.1 Инвалид глухой, при формальном общении нуждается в услугах
сурдопереводчика. При отсутствии сурдопереводчика ситуационная помощь инвалиду
оказывается во всех помещениях, где отсутствует письменная информация об услугах,
предоставляемых МАОУ СОШ №22.
5.4.2. При отсутствии сурдопереводчика сотрудник, оказывающий помощь,
знакомит инвалида с письменной информацией о порядке оказания образовательных
услуг и другой запрашиваемой инвалидом информацией.
5.5. Ситуационная помощь инвалиду с кодом «У»
5.5.1 вахтер или дежурный администратор МАОУ СОШ№22:
а) услышав звонок или видя посетителя с ограничением в общении и контроле за
своим поведением встречает инвалида на улице (на входе в здание);
б) оказывает помощь в ориентации в помещении (вход/выход);
в) приглашает сотрудника для оказания помощи.
5

5.5.2. сотрудник, оказывающий помощь:
а) консультирует об услугах учреждения и информирует о способах
самостоятельного получения информации;
б) при необходимости знакомит инвалида с информацией (стендовой, на сайте и
др.);
в) оказывает помощь при оформлении необходимой документации.
6. Ответственность и полномочия
МАОУ СОШ №22 несет ответственность перед инвалидом за убытки и моральный
вред, причиненные ему вследствие неоказания или ненадлежащего оказания ему
реабилитационной услуги, нарушения его прав и законных интересов, в том числе
разглашения его персональных данных и использования сотрудниками учреждения своего
служебного положения в целях несоответствующих интересам инвалида.
Для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к объектам учреждения
сотрудникам, оказывающим помощь, необходимо оказывать ситуационную помощь в
зависимости от вида и выраженности имеющегося у инвалида нарушения здоровья с
учетом буквенного кода и той ситуации, в которой находится инвалид.
При оказании ситуационной помощи работники учреждения обязаны соблюдать и
защищать права и интересы инвалидов и обеспечивать конфиденциальность
персональных данных инвалидов и сведений о содержании оказываемых им услуг.
Правила поведения при общении с инвалидами и лицами с ОВЗ, приведены в
инструкции.
Приложение
Инструкция поведения при общении с инвалидами
- Если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и
как делать.
- Когда вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку: даже те,
кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку
(правую или левую), что вполне допустимо.
- Общение с людьми, испытывающими трудности при передвижении (код «К»):
- Помните, что инвалидная коляска – неприкосновенное пространство человека. Не
облокачивайтесь на нее, не толкайте, не кладите на нее ноги без разрешения. Начать
катить коляску без согласия инвалида – то же самое, что схватить и понести человека без
его разрешения.
- Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Предлагайте
помощь, если нужно открыть тяжелую дверь или пройти по ковру с длинным ворсом.
- Если ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко
следуйте инструкциям.
- Если вам разрешили передвигать коляску, сначала катите ее медленно. Коляска
быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.
- Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия.
Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры и как их
можно устранить.
Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по
плечу.
- Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне.
Избегайте положения, при котором вашему собеседнику нужно запрокидывать
голову.
6

- Если существуют архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы человек
имел возможность принимать решения заранее.
- Помните, что, как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет
проблем со зрением, слухом и пониманием.
- Не думайте, что необходимость пользоваться инвалидной коляской - это трагедия.
Это способ свободного (если нет архитектурных барьеров) передвижения. Есть люди,
пользующиеся инвалидной коляской, которые не утратили способности ходить и могут
передвигаться с помощью костылей, трости и т.п. Коляски они используют для того,
чтобы экономить силы и быстрее передвигаться.
Общение с людьми с плохим зрением и незрячими (категория «С»)
- Нарушение зрения имеет много степеней. Полностью слепых людей всего около
10%, остальные имеют остаточное зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и
очертания предмета. У одних слабое периферическое зрение, у других - слабое прямое
при хорошем периферическом. Всё это надо выяснить и учитывать при общении.
- Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите
так, как вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой.
- Опишите кратко, где вы находитесь. Предупреждайте о препятствиях: ступенях,
лужах, ямах, низких притолоках, трубах и т.п.
- Используйте, если это уместно, фразы, характеризующие звук, запах, расстояние.
Делитесь увиденным.
- Обращайтесь с собаками-поводырями не так, как с обычными домашними
животными. Не командуйте, не трогайте и не играйте с собакой-поводырем.
- Если вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите об этом.
Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если вас об этом не
попросят.
- Если это важное письмо или документ, не нужно для убедительности давать его
потрогать.
При этом не заменяйте чтение пересказом. Когда незрячий человек должен
подписать документ, прочитайте его обязательно.
Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности,
обусловленной документом.
- Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит, а не
к его зрячему компаньону.
- Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных
присутствующих. Если вы хотите пожать руку, скажите об этом.
- Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте
руку на спинку стула или подлокотник. Не водите по поверхности его руку, а дайте ему
возможность свободно потрогать предмет. Если вас попросили помочь взять какой-то
предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет.
- Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте каждый раз
называть того, к кому вы обращаетесь.
- Не заставляйте вашего собеседника вещать в пустоту: если вы перемещаетесь,
предупредите его.
- Вполне нормально употреблять слово "смотреть". Для незрячего человека это
означает "видеть руками", осязать.
- Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно
сопровождаются жестами, старайтесь быть точными.
- Если вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его
движением на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нужный путь.
- При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним.
Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений. При сопровождении незрячего
человека не закладывайте руки назад - это неудобно.
7

ИСПОЛЬЗУЙТЕ
слова и понятия, не создающие стереотипы:
Человек с инвалидностью

ИЗБЕГАЙТЕ
слов и понятий, создающих стереотипы:
Человек с ограниченными возможностями,
Больной,
Искалеченный, покалеченный,
Неполноценный, калека,
с дефектом здоровья, с недостатком
здоровья
При сравнении людей с инвалидностью и без инвалидности:
Не инвалид, человек без инвалидности
Нормальный / здоровый
Человек,
использующий
инвалидную Прикованный к инвалидной коляске
коляску
Человек на коляске
Паралитик
Человек с парализованными ногами
Парализованный
«Колясочник» – приемлемо в среде
общения
людей с инвалидностью
Врожденная инвалидность
Врожденный дефект (увечье) несчастье
Инвалид с детства
Имеет ДЦП (детский церебральный Страдает ДЦП
паралич)
Болеет ДЦП
Человек (ребенок, дети) с ДЦП
«Дэцэпэшник»
Человек, перенесший полиомиелит / имеет
Страдает от полиомиелита / от последствий
инвалидность в результате…
полиомиелита
Человек, который перенес болезнь / стал
Жертва болезни
инвалидом в результате...
Человек с особенностями развития / с
Отсталый, умственно неполноценный, с
особенностями в развитии
задержкой/ отставанием в развитии, с
интеллектуальной недостаточностью, с
умственной отсталостью
Человек с ментальной инвалидностью, с Имбецил, дебил
особенностями ментального развития
Ребенок с особенностями развития
Слабоумный, «тормоз», с задержкой/
отставанием в развитии
Дети с инвалидностью
Дети-инвалиды
Человек с синдромом Дауна
С болезнью Дауна
Ребенок (дети) с синдромом Дауна
«Даун», «монголоид», «Даунята» (о детях с
синдромом Дауна)
Человек с эпилепсией
Эпилептик, припадочный
Страдающий эпилептическими припадками
Человек с особенностями психического Псих, сумасшедший
развития
Люди с психиатрическими проблемами
Человек с особенностями душевного или
Душевнобольные люди,
эмоционального развития
Люди с душевным или эмоциональным
расстройством
Незрячий, слабовидящий человек, с Слепой, совершенно слепой
инвалидностью по зрению
Неслышащий/ глухой слабослышащий Глухой как пень
человек, с инвалидностью по слуху, Человек с нарушением слуха
пользующийся жестовой речью
Человек (ребенок) с остатками слуха
Глухонемой
8

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».