Серовский городской округ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №22
им. Героя Советского Союза В. С. Маркова
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ №22
им. Героя Советского Союза
В. С. Маркова
Т.Г. Широких
Приказ № 316-од
от «30» августа 2024 года
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №22
им. Героя Советского Союза В. С. Маркова
г. Серов,
2024
Оглавление
№
Наименование раздела
№ стр.
Общие положения
4
II.
Целевой раздел ООП НОО МАОУ СОШ №22
7
16.
Пояснительная записка
7
17.
Планируемые результаты освоения ООП НОО МАОУ СОШ №22
11
18.
Система оценки достижения планируемых результатов ООП НОО
МАОУ СОШ №22
12
III.
Содержательный раздел ООП ООО МАОУ СОШ №22
23
19.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» 1-4 классы
23
20.
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 1-4
классы
Рабочая программа по учебному предмету «Иностранный (английский)
язык» 1-4 классы
23
22.
Рабочая программа по учебному предмету «Иностранный (французский)
язык» 1-4 классы
24
23.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» 1-4 классы
25
24.
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» 1-4
классы
25
25.
Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур
26
I. 1-15.
21.
24
и светской этики» 1-4 классы
26.
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное
искусство» 1-4 классы
26
27.
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» 1-4 классы
27
28.
Рабочая программа по учебному предмету «Труд (технология)» 1-4
классы
27
29.
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура»
1-4 классы
28
30.
Рабочая программа по учебному предмету «Секреты чистописания» 1
класс
28
31.
Рабочая программа по учебному предмету «Смысловое чтение» 2 класс
28
32.
Рабочая программа по учебному предмету «Математическая
грамотность» 3 класс
28
33.
Программа формирования универсальных учебных действий МАОУ
СОШ №22
28
34.
Рабочая программа воспитания МАОУ СОШ №22
30
IV.
Организационный раздел
31
35.
Учебный план НОО МАОУ СОШ №22
31
36.
Календарный учебный график МАОУ СОШ №22
32
37.
План внеурочной деятельности МАОУ СОШ №22
33
38.
Календарный план воспитательной работы МАОУ СОШ №22
34
I.
Общие положения
1. Основная образовательная программа начального общего образования
Муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения
основной
общеобразовательной школы №22 им. Героя Советского Союза В.С. Маркова (далее –
ООП НОО МАОУ СОШ №22) разработана в соответствии с Порядком разработки и
утверждения основных
общеобразовательных программ,
утвержденным приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г.,
регистрационный № 70809).
2. Содержание ООП НОО МАОУ СОШ №22 представлено учебно-методической
документацией (учебный план, календарный учебный график, рабочие программы
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, рабочая программа
воспитания, календарный план воспитательной работы), определяющей единые для
Российской Федерации базовые объём и содержание образования уровня основного
общего образования, планируемые результаты освоения образовательной программы.
3. МАОУ СОШ №22 разрабатывает ООП в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее –
ФГОС НОО) и федеральной образовательной программой начаьного общего образования
(далее - ФОП НОО). Содержание и планируемые результаты ООП НОО МАОУ СОШ
№22 не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФГОС НОО и
ФОП НОО.
4. При
разработке
ООП
НОО
МАОУ
СОШ
№22
предусматривает
непосредственное применение при реализации обязательной части ООП НОО рабочих
программ по учебным предметам, разработанных в соответствии с ФГОС НОО и ФОП
НОО.
5. ООП НОО МАОУ СОШ №22 включает три раздела: целевой,
содержательный, организационный.
6. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые
результаты реализации ООП НОО МАОУ СОШ №22, а также способы определения
достижения этих целей и результатов.
7. Целевой раздел ООП НОО МАОУ СОШ №22 включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО МАОУ СОШ №22;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО МАОУ
СОШ №22.
8.
Содержательный раздел ООП НОО МАОУ СОШ №22 включает следующие
программы, ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных
результатов:
рабочие программы учебных предметов;
программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся;
рабочую программу воспитания.
9.
Рабочие
программы
учебных
предметов
обеспечивают
достижение
планируемых результатов освоения ООП НОО МАОУ СОШ №22 и разработаны на
основе требований ФГОС НОО и ФОП к результатам освоения программы начального
общего образования.
10.
Программа
формирования
обучающихся содержит: описание
содержанием
учебных
универсальных
взаимосвязи
предметов;
учебных
универсальных
характеристики
действий
учебных
регулятивных,
действий
у
с
познавательных,
коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.
11. Рабочая программа воспитания направлена на сохранение и укрепление
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, к которым относятся жизнь,
достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России.
12. Рабочая
программа
воспитания
направлена
на
развитие
личности
обучающихся, в том числе укрепление психического здоровья и физическое воспитание,
достижение ими результатов освоения программы основного общего образования.
13. Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной
деятельности, осуществляемой образовательной организацией совместно с семьей и
другими институтами воспитания.
14. Рабочая программа воспитания предусматривает приобщение обучающихся к
российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей
этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
15. Организационный раздел ООП НОО МАОУ СОШ №22 определяет общие
рамки организации образовательной деятельности, а также организационные механизмы и
условия реализации программы начального общего образования и включает:
учебный план;
5
календарный учебный график;
план внеурочной деятельности;
календарный план воспитательной работы, содержащий перечень событий и
мероприятий воспитательной направленности, которые организуются и проводятся
образовательной организацией или в которых образовательная организация принимает
участие в учебном году или периоде обучения.
6
Целевой раздел ООП НОО МАОУ СОШ №22
II.
16.
Пояснительная записка.
Общая характеристика образовательной организации
Муниципальное
автономное
общеобразовательное
учреждение
средняя
общеобразовательная школа №22 им. Героя Советского Союза В.С. Маркова
располагается по адресу: 624981, Свердловская область, г. Серов, ул. Калинина, 28.
Учредитель МАОУ СОШ № 22 - муниципальное образование Серовский
городской округ в лице администрации Серовского городского округа.
Тип – общеобразовательное учреждение. Телефон – факс: 8(34385) 7-15-94,
Е-mail: director@school 22-serov.ru
МАОУ СОШ №22 расположена в юго-западном микрорайоне Серовского
городского округа. Школа сотрудничает с городской детской библиотекой. Налажена
совместная работа с центром досуга «Родина», Дворцом культуры металлургов, тесное
сотрудничество с драматическим театром им. А.П. Чехова.
В соответствии с основными направленностями дополнительного образования
школа сотрудничает с ДЮСШ им. Л.П. Моисеева, Советом ветеранов. МАОУ СОШ №22
– городская базовая площадка по профилактике детского дорожно-транспортного
травматизма. На базе школы ежегодно проводятся городские соревнования «Безопасное
колесо», функционирует кабинет «Светофор», на территории школы оборудован
автогородок. Школа имеет сертифицированный зал настольного тенниса, является
базовой площадкой для проведения соревнований по настольному теннису городского,
областного уровней.
Программа адресована:
учащимся и родителям:
- для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых
результатах деятельности МАОУ СОШ №22 по достижению каждым обучающимся
образовательных результатов;
- для
определения
сферы
ответственности
за
достижение
результатов
образовательной деятельности школы, родителей и обучающихся и возможностей для
взаимодействия;
учителям:
- для
углубления
понимания
смыслов
образования
ориентира в практической образовательной деятельности;
7
и
в
качестве
администрации:
- для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению
требований к результатам и условиям освоения учащимися основной образовательной
программы;
- для регулирования взаимоотношений субъектов образовательной деятельности
(педагогов, учеников, родителей, администрации и др.)
Обучающиеся, не освоившие программу основного общего образования, не
допускаются к обучению на следующих уровнях образования.
ООП
НОО
обеспечивает
преемственность
с
Основной
образовательной
программой основного общего образования (ООП ООО) МАОУ СОШ №22 и
предполагает реализацию ФГОС НОО и ФОП НОО с учетом особенностей обучающихся,
достигших возраста 6,5 – 7 лет.
ООП НОО МАОУ СОШ №22 обеспечивает единство урочной и внеурочной
деятельности при учете установленного ФГОС НОО и ФОП НОО соотношения
обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных
отношений. В соответствии с требованиями ФГОС НОО обязательная часть ООП НОО
составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, - 20% от
общего объема ООП НОО.
16.1. Целями реализации ООП НОО МАОУ СОШ №22 являются:
организация учебного процесса с учётом целей, содержания и планируемых результатов
основного общего образования, отражённых в ФГОС НОО и ФОП НОО;
создание условий для становления и формирования личности обучающегося;
организация
деятельности
педагогического
коллектива
по
созданию
индивидуальных программ и учебных планов для одарённых, успешных обучающихся и
(или) для обучающихся социальных групп, нуждающихся в особом внимании и
поддержке.
16.2. Достижение поставленных целей реализации ООП НОО МАОУ СОШ №22
предусматривает решение следующих основных задач:
формирование у обучающихся нравственных убеждений, эстетического вкуса и
здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения,
овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками
умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способностей к
социальному самоопределению;
обеспечение планируемых результатов по освоению обучающимся целевых
8
установок, приобретению знаний, умений, навыков, определяемых личностными,
семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями
обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
обеспечение
преемственности
начального
общего
и
основного
общего
образования;
достижение планируемых результатов освоения ООП НОО МАОУ СОШ №22
всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья;
обеспечение
доступности
получения
качественного
начального
общего
образования;
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе проявивших
выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и других, организацию
общественно полезной деятельности;
организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического
творчества и проектно-исследовательской деятельности;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических
работников
в
проектировании
и
развитии
социальной
среды
образовательной
организации;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования социальной
среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального
управления и действия;
организация
социального
и
учебно-исследовательского
проектирования,
профессиональной ориентации обучающихся при поддержке педагогов, психологов,
социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, организациями
профессионального образования, центрами профессиональной работы;
создание условий для сохранения и укрепления физического, психологического и
социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
16.3. ООП НОО МАОУ СОШ №22 учитывает следующие принципы:
принцип учёта ФГОС НОО и ФОП НОО: ООП НОО МАОУ СОШ №22
базируется на требованиях, предъявляемых ФГОС НОО и ФОП НОО к целям,
содержанию, планируемым результатам и условиям обучения на уровне начального
общего образования;
принцип учёта языка обучения;
принцип учёта ведущей деятельности младшего школьника: ООП НОО МАОУ
9
СОШ №22 обеспечивает конструирование учебного процесса в структуре учебной
деятельности, предусматривает механизмы формирования всех компонентов учебной
деятельности (мотив, цель, учебная задача, учебные операции, контроль и самоконтроль);
принцип
индивидуализации
обучения:
ООП
НОО
МАОУ
СОШ
№22
предусматривает возможность и механизмы разработки индивидуальных программ и
учебных планов для обучения детей с особыми способностями, потребностями и
интересами с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося;
системно-деятельностный подход, предполагающий ориентацию на результаты
обучения, на развитие активной учебно-познавательной деятельности обучающегося на
основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности,
формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
принцип учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся при построении образовательного процесса и определении
образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
принцип обеспечения фундаментального характера образования, учета специфики
изучаемых учебных предметов;
принцип интеграции обучения и воспитания: ООП НОО МАОУ СОШ №22
предусматривает
связь
урочной
и
внеурочной
деятельности,
предполагающий
направленность учебного процесса на достижение личностных результатов освоения
образовательной программы;
принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не
допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или)
психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих
педагогических технологий. Объём учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных
мероприятий должны соответствовать требованиям, предусмотренным санитарными
правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденными
постановлением
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 (зарегистрировано Министерством
юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный № 62296) с
изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача
Россйской Федерации от 30 декабря 2022 г. № 24 (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 9 марта 2023 г., регситрационный № 72558),
действующими до 1 марта 2027 г. (далее – Гигиенические нормативы), и санитарными
правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям
10
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской
Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573), действующими до 1
января 2027 г. (далее – Санитарно-эпидемиологические требования).
16.4. ООП НОО МАОУ СОШ №22 учитывает возрастные и психологические
особенности обучающихся. Общий объём аудиторной работы обучающихся за четыре
учебных года не может составлять менее 2954 академических часов и более 3345
академических часов в соответствии с требованиями к организации образовательного
процесса к учебной нагрузке при 5-дневной учебной неделе, предусмотренными
Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
16.5. В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов
обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для
ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы
образования
в
порядке,
установленном
локальными
начального общего
нормативными
актами
образовательной организации.
17. Планируемые результаты освоения ООП НОО МАОУ СОШ №22.
Планируемые результаты освоения ООП НОО МАОУ СОШ №22 соответствуют
современным целям начального общего образования, представленным во ФГОС НОО и
ФОП НОО как система личностных, метапредметных и предметных достижений
обучающегося.
Наполнение
программы
начального
общего
образования
(содержание
и
планируемые результаты обучения, условия организации образовательной среды)
подчиняется современным целям начального образования, которые представлены во
ФГОС
как
система
личностных,
метапредметных
и
предметных
достижений
обучающегося. Личностные результаты включают ценностные отношения обучающегося
к окружающему миру, другим людям, а также к самому себе как субъекту учебнопознавательной деятельности (осознание её социальной значимости, ответственность,
установка на принятие учебной задачи и др.). Метапредметные результаты характеризуют
уровень
сформированности
универсальных
действий,
познавательных,
которые
коммуникативных
обеспечивают
успешность
и
регулятивных
изучения
учебных
предметов, а также становление способности к самообразованию и саморазвитию. В
результате освоения содержания различных предметов, курсов, модулей обучающиеся
11
овладевают рядом междисциплинарных понятий, а также различными знаковосимволическими средствами, которые помогают обучающимся применять знания как
в типовых, так и в новых, нестандартных учебных ситуациях.
Основой
объективной
оценки
соответствия
установленным
требованиям
образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших ООП НОО,
является ФГОС НОО независимо от формы получения начального общего образования и
формы обучения. Таким образом, ФГОС НОО определяет основные требования к
образовательным результатам обучающихся и средствам оценки их достижения.
18. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
программы начального общего образования
Общие положения
В ФГОС НОО отмечается, что «независимо от формы получения начального
общего образования и формы обучения ФГОС является основой объективной оценки
соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки
обучающихся, освоивших программу начального общего образования». Это означает, что
ФГОС задаёт основные требования к образовательным результатам и средствам оценки их
достижения.
Система оценки достижения планируемых результатов (далее — система
оценки) является частью системы оценки и управления качеством образования в
образовательной организации и служит основой при разработке образовательной
организацией собственного «Положения об оценке образовательных достижений
обучающихся».
Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы
образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования Её
основными
функциями
являются
ориентация
образовательного
процесса
на
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы
начального
общего
образования
и
обеспечение
эффективной
обратной
связи,
позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.
Основными
направлениями
и
целями
оценочной
деятельности
в
образовательной организации являются:
оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах
обучения как основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также основа процедур
внутреннего мониторинга образовательной организации, мониторинговых исследований
муниципального,
регионального
и
федерального
12
уровней;
оценка
результатов
деятельности педагогических кадров как основа аттестационных процедур;
оценка результатов деятельности образовательной организации как основа
аккредитационных процедур.
Основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной
базой выступают требования ФГОС, которые конкретизируются в планируемых
результатах
освоения
обучающимися
основной
образовательной
программы
образовательной организации. Эти требования конкретизированы в разделе «Общая
характеристика
планируемых
результатов
освоения
основной
образовательной
программы» настоящего документа.
Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки.
Внутренняя оценка включает:
стартовую педагогическую диагностику;
текущую и тематическую оценку;
итоговую оценку;
промежуточную аттестацию;
психолого-педагогическое наблюдение;
внутришкольный мониторинг образовательных достижений
К внешним процедурам относятся:
независимая оценка качества образования;
мониторинговые
исследования
муниципального,
регионального
и
федерального уровней (при необходимости*).
Особенности каждой из указанных процедур описаны в п 1.4.3 настоящей
программы.
В соответствии с ФГОС НОО система оценки образовательной организации
реализует системно - деятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке
образовательных достижений.
Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений
проявляется в оценке способности обучающихся к решению учебно-познавательных и
учебно-практических задач, а также в оценке уровня функциональной грамотности
обучающихся. Он обеспечивается содержанием и критериями оценки, в качестве которых
выступают планируемые результаты обучения, выраженные в деятельностной форме.
Уровневый подход служит важнейшей основой для организации индивидуальной
работы с обучающимися. Он реализуется как по отношению к содержанию оценки, так и к
представлению и интерпретации результатов измерений.
Уровневый подход реализуется за счёт фиксации различных уровней достижения
13
обучающимися планируемых результатов базового уровня и уровней выше и ниже
базового. Достижение базового уровня свидетельствует о способности обучающихся
решать
типовые
учебные
задачи,
целенаправленно
отрабатываемые
со
всеми
обучающимися в ходе учебного процесса. Овладение базовым уровнем является границей,
отделяющей знание от незнания, выступает достаточным для продолжения обучения и
усвоения последующего материала.
Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется путём:
оценки предметных и метапредметных результатов;
использования комплекса оценочных процедур (стартовой, текущей,
тематической, промежуточной) как основы для оценки динамики индивидуальных
образовательных достижений обучающихся и для итоговой оценки; использования
контекстной информации (об особенностях обучающихся, условиях и процессе обучения
и др.) для интерпретации полученных результатов в целях управления качеством
образования;
использования
разнообразных
методов
и
форм
оценки,
взаимно
дополняющих друг друга: стандартизированных устных и письменных работ, проектов,
практических (в том числе исследовательских) и творческих работ;
младших
использования форм работы, обеспечивающих возможность включения
школьников
в
самостоятельную
оценочную
деятельность
(самоанализ,
самооценка, взаимооценка);
использования мониторинга динамических показателей освоения умений и
знаний, в том числе формируемых с использованием ИКТ (цифровых) технологий.
Особенности оценки метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения
планируемых результатов освоения основной образовательной программы, которые
представлены
в
программе
обучающихся
и
отражают
формирования
совокупность
универсальных
познавательных,
учебных
действий
коммуникативных
и
регулятивных универсальных учебных действий.
Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт всех учебных
предметов и внеурочной деятельности.
Оценка
метапредметных
результатов
проводится
с
сформированности:
универсальных учебных познавательных действий;
универсальных учебных коммуникативных действий;
14
целью
определения
универсальных учебных регулятивных действий.
Овладение
универсальными
учебными
познавательными
действиями
согласно ФГОС НОО предполагает формирование и оценку у обучающихся следующих
групп умений:
базовые логические действия:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать
аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической)
задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся
непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать
изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое,
причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения,
исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
15
информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно
или на основании предложенного педагогическим работником способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) элементарные правила
информационной безопасности при поиске информации в Интернете;
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
согласно ФГОС НОО предполагает формирование и оценку у обучающихся следующих
групп умений:
общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать
устные
и
письменные
тексты
(описание,
рассуждение,
повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления;
совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с
учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
16
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями согласно
ФГОС НОО предполагает формирование и оценку у обучающихся следующих групп
умений:
самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Оценка
достижения
метапредметных
результатов
осуществляется
как
педагогическим работником в ходе текущей и промежуточной оценки по предмету, так и
администрацией образовательной организации в ходе внутришкольного мониторинга. В
текущем учебном процессе отслеживается способность обучающихся разрешать учебные
ситуации и выполнять учебные задачи, требующие владения познавательными,
коммуникативными
и
регулятивными
действиями,
реализуемыми
в
предметном
преподавании.
В ходе внутришкольного мониторинга проводится оценка сформированности
учебных универсальных действий. Содержание и периодичность внутришкольного
мониторинга устанавливается решением педагогического совета. Инструментарий
строится на межпредметной основе и может включать диагностические материалы по
оценке читательской и ИКТ (цифровой) грамотности, сформированности регулятивных,
коммуникативных и познавательных учебных действий.
Инструментарий
1.Педагогическая
Методы/ Формы
Фронтальный,
Формы
представления
результатов
Карты результатов
диагностика (1 класс – готовность к письменный,
педагогической
обучению
диагностики, карты
в
педагогическая
школе),
стартовая индивидуальная
диагностика
класса;
2-4 беседа,
анкетирование,
2.Итоговые
комплексные наблюдение.
17
итоговой комплексной
работы на
межпредметной основе,
работы (1-4) включающие проверку
«Банк одаренных детей».
сформированности базового уровня и
повышенного уровня.
3.Олимпиадные и творческие
задания, проекты и т.п. (в том числе
внеурочная деятельность).
4.Листы
наблюдения
метапредметных результатов.
Особенности оценки предметных результатов
Предметные результаты освоения ООП НОО с учетом специфики содержания
предметных областей, включающих конкретные учебные предметы, ориентированы на
применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных
жизненных условиях, а также на успешное обучение.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения
обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам. Основой для оценки
предметных результатов являются положения ФГОС НОО, представленные в разделах I
«Общие положения» и IV «Требования к результатам освоения программы начального
общего образования». Формирование предметных результатов обеспечивается каждой
учебной дисциплиной.
Основным предметом оценки в соответствии с требованиями ФГОС НОО
является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач,
основанных на изучаемом учебном материале и способах действий, в том числе
метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
Для оценки предметных результатов предлагаются следующие критерии: знание
и понимание, применение, функциональность.
Обобщённый критерий «знание и понимание» включает знание и понимание
роли изучаемой области знания/вида деятельности в различных контекстах, знание и
понимание терминологии, понятий и идей, а также процедурных знаний или алгоритмов.
Обобщённый критерий «применение» включает:
использование
изучаемого
материала
при
решении
учебных
задач,
различающихся сложностью предметного содержания, сочетанием универсальных
познавательных действий и операций, степенью проработанности в учебном процессе;
использование специфических для предмета способов действий и видов
деятельности по получению нового знания, его интерпретации, применению и
18
преобразованию при решении учебных задач/проблем, в том числе в ходе поисковой
деятельности, учебно-исследовательской и учебно-проектной деятельности.
Обобщённый
критерий
«функциональность»
включает
осознанное
использование приобретённых знаний и способов действий при решении внеучебных
проблем, различающихся сложностью предметного содержания, читательских умений,
контекста, а также сочетанием когнитивных операций.
Оценка предметных результатов ведётся каждым педагогическим работником в
ходе процедур текущей, тематической, промежуточной и итоговой оценки, а также
администрацией образовательной организации в ходе внутришкольного мониторинга.
Инструментарий
1. Отдельные работы
по
предметам,
проверку
базового
сформированности и
2.
устные
работы, отдельных
работ
по
предметам, контроль навыка
практические работы, чтения, отчеты учителей по
Итоговая творческие
комплексная
Аналитические
письменные справки учителей по итогам
и проекты,
повышенного уровня
результатов
Стандартизир
включающие ованные
уровня
Формы представления
Методы/ Формы
работа
работы, предмету по итогам четверти и
(1-4) самоанализ
и года,
отчеты
включающая
проверку самооценка,
руководителей
сформированности
базового наблюдения и др
четверти и года.
классных
по
итогам
уровня и повышенного уровня
3.
Олимпиадные
и
творческие задания, проекты и
т.п. (внеурочная деятельность).
4.Листы
индивидуальных
достижений
(1 класс).
Особенности оценки по отдельному предмету фиксируются в приложении к
образовательной
программе,
которая
утверждается
педагогическим
советом
образовательной организации и доводится до сведения обучающихся и их родителей
(законных представителей).
Описание включает:
список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их
19
формирования
и
способов
оценки
(например,
текущая/тематическая;
устно/письменно/практика);
требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию (при
необходимости — с учётом степени значимости отметок за отдельные оценочные
процедуры);
график контрольных мероприятий.
Организация и содержание оценочных процедур
Стартовая педагогическая диагностика представляет собой процедуру оценки
готовности к обучению на данном уровне образования Проводится администрацией
образовательной организации в начале 1 класса и выступает как основа (точка отсчёта)
для оценки динамики образовательных достижений. Объектом оценки является
сформированность предпосылок учебной деятельности, готовность к овладению чтением,
грамотой и счётом.
Стартовая диагностика может проводиться также педагогическими работниками с
целью оценки готовности к изучению отдельных предметов (разделов). Результаты
стартовой диагностики являются основанием для корректировки учебных программ и
индивидуализации учебного процесса.
Текущая оценка представляет собой процедуру оценки индивидуального
продвижения в освоении программы учебного предмета. Текущая оценка может быть
формирующей,
т.е.
поддерживающей
и
направляющей
усилия
обучающегося,
включающей его в самостоятельную оценочную деятельность, и диагностической,
способствующей выявлению и осознанию педагогическим работником и обучающимся
существующих проблем в обучении.
Объектом текущей оценки являются тематические планируемые результаты,
этапы освоения которых зафиксированы в тематическом планировании. В текущей оценке
используется весь арсенал форм и методов проверки (устные и письменные опросы,
практические работы, творческие работы, индивидуальные и групповые формы, само- и
взаимооценка, рефлексия, листы продвижения и д.р.) с учётом особенностей учебного
предмета
и
особенностей
контрольно-оценочной
деятельности
педагогического
работника. Результаты текущей оценки являются основой для индивидуализации
учебного процесса; при этом отдельные результаты, свидетельствующие об успешности
обучения и достижении тематических результатов в более сжатые (по сравнению с
планируемыми педагогическим работником) сроки могут включаться в систему
накопительной
оценки
и
служить
основанием,
20
например,
для
освобождения
обучающегося от необходимости выполнять тематическую проверочную работу.
Тематическая оценка представляет собой процедуру оценки уровня достижения
тематических
планируемых
результатов
по
предмету,
которые
представлены
в
тематическом планировании в рабочих программах.
По предметам,
тематические
вводимым образовательной
планируемые
результаты
организацией
устанавливаются
самой
самостоятельно,
образовательной
организацией. Тематическая оценка может вестись как в ходе изучения темы, так и в
конце её изучения. Оценочные процедуры подбираются так, чтобы они предусматривали
возможность оценки достижения всей совокупности тематических планируемых
результатов и каждого из них. Результаты тематической оценки являются основанием для
коррекции учебного процесса и его индивидуализации.
Внутришкольный мониторинг представляет собой процедуры:
- оценки уровня достижения предметных и метапредметных результатов;
- оценки уровня функциональной грамотности;
- оценки уровня профессионального мастерства педагогического работника,
осуществляемой на основе административных проверочных работ, анализа посещённых
уроков, анализа качества учебных заданий, предлагаемых обучающимся педагогическим
работником.
Содержание и периодичность внутришкольного мониторинга устанавливается
решением педагогического совета. Результаты внутришкольного мониторинга являются
основанием для рекомендаций как для текущей коррекции учебного процесса и его
индивидуализации, так и для повышения квалификации педагогического работника.
Результаты внутришкольного мониторинга в части оценки уровня достижений
обучающихся обобщаются и отражаются в их характеристиках.
Промежуточная
аттестация
представляет
собой
процедуру
аттестации
обучающихся которая, начиная со второго класса, проводится в конце каждой четверти
(или в конце каждого триместра) и в конце учебного года по каждому изучаемому
предмету. Промежуточная аттестация проводится на основе результатов накопленной
оценки и результатов выполнения тематических проверочных работ и фиксируется в
документе об образовании (дневнике).
Промежуточная оценка, фиксирующая достижение предметных планируемых
результатов и универсальных учебных действий, является основанием для перевода в
следующий класс. Порядок проведения промежуточной аттестации регламентируется
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 58) и иными
нормативными актами.
21
Итоговая оценка является процедурой внутренней оценки образовательной
организации и складывается из результатов накопленной оценки и итоговой работы по
предмету.
Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебнопознавательные и учебно-практические задачи, построенные на основном содержании
предмета с учётом формируемых метапредметных действий.
Итоговая оценка по предмету фиксируется в документе об уровне образования
государственного образца.
Характеристика готовится на основании:
- объективных показателей образовательных достижений обучающегося на уровне
начального общего образования;
- портфолио выпускника;
- экспертных оценок классного руководителя и педагогических работников, обучавших
данного выпускника на уровне начального общего образования.
В характеристике выпускника:
- отмечаются образовательные достижения обучающегося по достижению личностных,
метапредметных и предметных результатов;
- даются педагогические рекомендации к выбору индивидуальной образовательной
траектории на уровне основного общего образования с учётом интересов обучающегося,
выявленных проблем и отмеченных образовательных достижений.
Рекомендации
педагогического
коллектива
к
выбору
индивидуальной
образовательной траектории доводятся до сведения выпускника и его родителей
(законных представителей).
22
III.
19.
Содержательный раздел ООП ООО МАОУ СОШ №22.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» (Приложение
1)
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык»
(предметная область «Русский язык и литературное чтение») (далее соответственно –
программа по русскому языку, русский язык) включает пояснительную записку,
содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по русскому языку.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения русского языка,
характеристику психологических предпосылок к его изучению обучающимися; место в
структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к определению
планируемых результатов и к структуре тематического планирования.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются
для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования.
Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных
действий – познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно
формировать средствами русского языка с учётом возрастных особенностей обучающихся
на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку включают
личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне начального
общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год
обучения.
20. Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение»
(Приложение 2)
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение»
(предметная область «Русский язык и литературное чтение») (далее соответственно –
программа по литературному чтению, литературное чтение) включает пояснительную
записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по
литературному чтению.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения литературного
чтения, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и
планируемым результатам.
Содержание
обучения
представлено
тематическими
блоками,
которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего
образования.
Содержание
обучения
в
каждом
классе
завершается
перечнем
универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных),
23
которые возможно формировать средствами литературного чтения с учётом возрастных
особенностей обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению
включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального
общего образования.
21.
Рабочая программа по учебному предмету «Иностранный (английский)
язык» (Приложение 3)
Федеральная
рабочая
программа
по
учебному
предмету
«Иностранный
(английский) язык» (предметная область «Иностранный язык») (далее соответственно –
программа по иностранному (английскому) языку, иностранный (английский) язык)
включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты
освоения программы по иностранному (английскому) языку.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения иностранного
(английского) языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору
содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются
для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по иностранному (английскому)
языку включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на
уровне начального общего образования, а также предметные достижения обучающегося за
каждый год обучения.
22. Рабочая программа по учебному предмету «Иностранный (французский)
язык» (Приложение 4)
Федеральная
рабочая
программа
по
учебному
предмету
«Иностранный
(французский) язык» (предметная область «Иностранный язык») (далее соответственно –
программа по иностранному (французскому) языку, иностранный (французский) язык)
включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты
освоения программы по иностранному (французскому) языку.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения иностранного
(французского) языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору
содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются
для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по иностранному (французскому)
24
языку включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на
уровне начального общего образования, а также предметные достижения обучающегося за
каждый год обучения.
23. Рабочая программа по учебному предмету «Математика» (Приложение 5)
Федеральная
рабочая
программа
по
учебному
предмету
«Математика»
(предметная область «Математика и информатика») (далее соответственно – программа по
математике, математика) включает пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы по математике.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения математики,
место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым
результатам.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются
для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования.
Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных
действий (познавательных, коммуникативных и регулятивных), которые возможно
формировать средствами математики с учётом возрастных особенностей обучающихся на
уровне начального общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по математике включают
личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне начального
общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год
обучения.
24.
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
(Приложение 6)
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
(предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») (далее
соответственно – программа по окружающему миру, окружающий мир) включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения
программы по окружающему миру.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего
мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и
планируемым результатам.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного
изучения окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего образования.
Планируемые
результаты
программы
по
окружающему
миру
включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные
25
достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего
образования.
25. Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и
светской этики» (Приложение 7)
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных
культур и светской этики» (предметная область «Основы религиозных культур и светской
этики») (далее соответственно – программа по ОРКСЭ, ОРКСЭ) включает пояснительную
записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по основам
религиозных культур и светской этики.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения ОРКСЭ, место в
структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым
результатам.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются
для обязательного изучения в 4 классе на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по ОРКСЭ включают личностные,
метапредметные результаты, а также предметные достижения обучающегося за весь
период обучения на уровне начального общего образования.
26. Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство»
(Приложение 8)
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное
искусство» (предметная область «Искусство») (далее соответственно – программа по
изобразительному искусству, искусство) включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы по изобразительному искусству.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения изобразительного
искусства, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и
планируемым результатам.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются
для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по изобразительному искусству
включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне
начального общего образования, а также предметные достижения обучающегося за
каждый год обучения.
При
разработке
образовательная
рабочей
организация
программы
вправе
по
использовать
взаимодействия, в том числе с организациями
26
изобразительному
возможности
системы
искусству
сетевого
дополнительного
образования детей, учреждениями культуры, организациями культурно-досуговой
сферы (театры, музеи, творческие союзы).
27.
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» (Приложение 9)
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Музыка» (предметная
область «Искусство») (далее соответственно – программа по музыке, музыка) включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения
программы по музыке.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения музыки, место в
структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым
результатам.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются
для изучения на уровне начального общего образования. Содержание обучения
завершается
перечнем
универсальных
учебных
действий
(познавательных,
коммуникативных и регулятивных), которые возможно формировать средствами музыки с
учётом
возрастных
особенностей
обучающихся
на
уровне
начального
общего
образования.
Планируемые результаты освоения программы по музыке включают личностные,
метапредметные и предметные результаты за весь период обучения на уровне начального
общего образования. Предметные результаты, формируемые в ходе изучения музыки,
сгруппированы по учебным модулям.
28. Рабочая
программа
по
учебному
предмету
«Труд
(технология)»
(Приложение 10)
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Труд (технология)»
(предметная область «Технология») (далее соответственно – программа по труду
(технологии), труд (технология) включает пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы по технологии.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения учебного
предмета, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и
планируемым результатам.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются
для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования.
Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных
действий (познавательных, коммуникативных и регулятивных), которые возможно
формировать средствами труда (технологии) с учётом возрастных особенностей
обучающихся на уровне начального общего образования.
27
Планируемые результаты освоения программы по труду (технологии) включают
личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне начального
общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год
обучения.
29. Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура»
(Приложение 11)
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура»
(предметная область «Физическая культура») (далее соответственно – программа по
физической
культуре,
физическая
культура)
включает
пояснительную
записку,
содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по физической
культуре.
30. Рабочая программа по учебному предмету «Секреты чистописания»
(Приложение 12)
Рабочая программа по учебному предмету «Секреты чистописания» включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения
программы.
31. Рабочая программа
по
учебному предмету «Смысловое
чтение»
(Приложение 13)
Рабочая программа по учебному предмету «Смысловое чтение» включает
пояснительную
записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения
программы.
32. Рабочая
программа
по
учебному
предмету
«Математическая
грамотность» (Приложение 14)
Рабочая программа по учебному предмету «Математическая грамотность»
включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты
освоения программы.
33. Программа формирования универсальных учебных действий МАОУ
СОШ №22 (Приложение 20)
Программа формирования универсальных учебных действий (далее – УУД)
МАОУ СОШ №22 разработана в соответствии с требованиями федеральной программы
формирования универсальных учебных действий и обеспечивает:
развитие способности к саморазвитию и самосовершенствованию;
формирование внутренней позиции личности, регулятивных, познавательных,
коммуникативных УУД у обучающихся;
28
формирование опыта применения УУД в жизненных ситуациях для решения
задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся,
готовности к решению практических задач;
повышение эффективности усвоения знаний и учебных действий, формирования
компетенций
в
предметных
областях,
учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности;
формирование навыка участия в различных формах организации учебноисследовательской и проектной деятельности, в том числе творческих конкурсах,
олимпиадах, научных обществах, научно-практических конференциях, олимпиадах;
овладение приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со
сверстниками, обучающимися младшего и старшего возраста и взрослыми в совместной
учебно-исследовательской и проектной деятельности;
формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования
ИКТ; на уровне общего пользования, включая владение ИКТ, поиском, анализом
и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной
безопасности,
умением
безопасного
использования
средств
ИКТ
и
Интернет,
формирование культуры пользования ИКТ;
формирование знаний и навыков в области финансовой грамотности и
устойчивого развития общества.
УУД позволяют решать широкий круг задач в различных предметных областях и
являются результатом освоения обучающимися ООП НОО МАОУ СОШ №22.
Достижения
обучающихся,
полученные
в
результате
изучения
учебных
предметов, учебных курсов, модулей, характеризующие совокупность познавательных,
коммуникативных
и
регулятивных
УУД
отражают
способность
обучающихся
использовать на практике УУД, составляющие умение овладевать учебными знаковосимволическими средствами, направленными на:
овладение умениями замещения, моделирования, кодирования и декодирования
информации, логическими операциями, включая общие приемы решения задач
(универсальные учебные познавательные действия);
приобретение ими умения учитывать позицию собеседника, организовывать и
осуществлять сотрудничество, коррекцию с педагогическими работниками и со
сверстниками, передавать информацию и отображать предметное содержание и условия
деятельности и речи, учитывать разные мнения и интересы, аргументировать и
обосновывать свою позицию, задавать вопросы, необходимые для организации
собственной деятельности и сотрудничества с партнером (универсальные учебные
29
коммуникативные действия);
приобретение способности принимать и сохранять учебную цель и задачу,
планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить
соответствующие коррективы в их выполнение, ставить новые учебные задачи, проявлять
познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, осуществлять констатирующий и
предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на
уровне произвольного внимания (универсальные регулятивные действия).
34.
Рабочая программа воспитания МАОУ СОШ №22 (Приложение 19)
Рабочая программа воспитания МАОУ СОШ №22 (далее – программа
воспитания) разработана в соответствии с федеральной программой воспитания.
Программа воспитания основывается на единстве и преемственности образовательного
процесса всех уровней общего образования.
Программа воспитания МАОУ СОШ №22:
предназначена для планирования и организации системной воспитательной
деятельности в МАОУ СОШ №22;
разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления
МАОУ СОШ №22, в том числе советов обучающихся, советов родителей (законных
представителей);
реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой
совместно с семьёй и другими участниками образовательных отношений, социальными
институтами воспитания;
предусматривает
приобщение
обучающихся
к
российским традиционным
духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и
нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых
конституционных норм и ценностей;
предусматривает
историческое
просвещение,
культурной и гражданской идентичности обучающихся.
30
формирование
российской
IV.
Организационный раздел ООП НОО МАОУ СОШ №22
35.
Учебный план НОО МАОУ СОШ №22 (Приложение 15)
Учебный план НОО МАОУ СОШ №22 обеспечивает реализацию требований
ФГОС НОО и ФОП НОО, определяет общие рамки отбора учебного материала,
формирования перечня результатов образования и организации образовательной
деятельности.
Учебный план НОО МАОУ СОШ №22:
- фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся;
- определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время,
отводимое на их освоение и организацию;
- распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным годам.
Учебный план НОО МАОУ СОШ №22 состоит из двух частей: обязательной
части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная
часть
федерального
учебного
плана
определяет
состав
обязательных учебных предметов и учебное время, отводимое на их изучение по классам
(годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов, учебных
модулей
по
выбору
обучающихся,
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное
изучение
учебных
предметов,
с
целью
удовлетворения
различных
интересов
обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также
учитывающие
этнокультурные
интересы,
особые
образовательные
потребности
обучающихся с ОВЗ.
Учебный план НОО МАОУ СОШ №22 определяет формы проведения
промежуточной аттестации отдельной части или всего объёма учебного предмета, курса,
дисциплины (модуля) образовательной программы, в соответствии с порядком,
установленным МАОУ СОШ №22.
Продолжительность учебного года в 1 классе - 33 учебные недели во 2-4 классах –
34 учебных недели.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в
1 классе - 21 час, во 2 – 4 классах – 23 часа.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение
31
учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня
составляет:
- для обучающихся 1-х классов - не превышает 4 уроков и один раз в неделю -5
уроков.
- для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков.
- продолжительность урока - 40 минут.
- продолжительность перемен между уроками составляет - 10 минут, большой
перемены после 2 и 3 уроков – 20 минут каждая.
Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы
наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание
уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности
либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем
количестве, чем в остальные дни недели.
Изложение нового материала, контрольные работы проводятся на 2 - 4-х уроках в
середине учебной недели. Продолжительность урока (академический час) составляет 40
минут, за исключением 1 класса.
Обучение
в
1-м
классе
осуществляется
с
соблюдением
следующих
дополнительных требований:
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую
смену;
- использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в
сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока
по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый).
-продолжительность выполнения домашних заданий составляет во 2-3 классах 1,5 ч., в 4 классах - 2 ч.
36. Календарный учебный график МАОУ СОШ №22 (Приложение 23)
Календарный учебный график МАОУ СОШ №22 составлен в соответствии с
федеральным учебным графиком.
Организация образовательной деятельности в МАОУ СОШ №22 осуществляется
по учебным четвертям при 5-дневной учебной неделе.
Продолжительность
учебного
года
при
получении
начального
общего
образования составляет 34 недели.
Учебный год в МАОУ СОШ №22 начинается 1 сентября. Если этот день
приходится на выходной день, то в этом случае учебный год начинается в первый,
следующий за ним, рабочий день.
32
Учебный год в МАОУ СОШ №22 заканчивается 26 мая. Если этот день
приходится на выходной день, то в этом случае учебный год заканчивается в предыдущий
рабочий день.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике
предусматривается
чередование
периодов
учебного
времени
и
каникул.
Продолжительность каникул составляет не менее 7 календарных дней.
Продолжительность учебных четвертей составляет: I четверть – 8 учебных недель
(для 1–4 классов); II четверть – 8 учебных недель (для 1–4 классов); III четверть – 10
учебных недель (для 2–4 классов); 9 учебных недель (для 1 классов); IV четверть – 8
учебных недель (для 1–4 классов).
Продолжительность каникул составляет:
по окончании I четверти (осенние каникулы) – 10 календарных дней (для 1–4
классов); по окончании II четверти (зимние каникулы) – 11 календарных дней (для 1–4
классов); дополнительные каникулы первоклассников – 9 календарных дней, по
окончании III четверти (весенние каникулы) – 9 календарных дней (для 1–
4классов); по окончании учебного года (летние каникулы) – не менее 8 недель.
37. План внеурочной деятельности МАОУ СОШ №22 (Приложение 24)
План внеурочной деятельности МАОУ СОШ №22 разработан в соответствии с
федеральным планом внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов
освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и
предметных) и осуществляется в формах, отличных от урочной. Внеурочная деятельность
является
неотъемлемой
и
обязательной
частью
основной
общеобразовательной
программы МАОУ СОШ №22. План внеурочной деятельности представляет собой
описание целостной системы функционирования МАОУ СОШ №22 в сфере внеурочной
деятельности и включает в себя:
1) внеурочную деятельность по учебным предметам образовательной программы
(учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие
углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов
обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также
учитывающие
этнокультурные
интересы,
особые
образовательные
потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
2) внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности
33
(читательской,
математической,
естественнонаучной,
финансовой)
обучающихся
(интегрированные курсы, метапредметные кружки, факультативы, научные сообщества, в
том числе направленные на реализацию проектной и исследовательской деятельности);
3) внеурочную
удовлетворения
деятельность
образовательных
по
развитию
потребностей
личности,
и
ее
интересов,
способностей,
самореализации
обучающихся, в том числе одаренных, через организацию социальных практик (в том
числе волонтёрство), включая общественно полезную деятельность, профессиональные
пробы, развитие глобальных компетенций, формирование предпринимательских навыков,
практическую подготовку, использование возможностей организаций дополнительного
образования, профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров в
профессионально- производственном окружении;
4) внеурочную
деятельность,
направленную
на
реализацию
комплекса
воспитательных мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия, в
том числе в творческих объединениях по интересам, культурные и социальные практики с
учетом
историко-культурной
и
этнической
специфики
региона,
потребностей
обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
5) внеурочную
сообществ
деятельность
(подростковых
по
организации
коллективов),
в
том
деятельности
числе
ученических
ученических
классов,
разновозрастных объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских
общественных объединений, организаций и других;
6) внеурочную деятельность, направленную на организационное обеспечение
учебной деятельности (организационные собрания, взаимодействие с родителями по
обеспечению успешной реализации образовательной программы и другие);
7) внеурочную деятельность, направленную на организацию педагогической
поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов,
работа тьюторов, педагогов-психологов);
8) внеурочную деятельность, направленную на обеспечение благополучия
обучающихся в пространстве общеобразовательной организации (безопасности жизни и
здоровья обучающихся, безопасных межличностных отношений в учебных группах,
профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в
процессе взаимодействия обучающегося с окружающей средой, социальной защиты
обучающихся).
38.
Календарный план воспитательной работы МАОУ СОШ №22
Календарный план воспитательной работы МАОУ СОШ №22 разработан в соответствии с
34
требованиями федерального плана воспитательной работы.
Календарный план воспитательной работы МАОУ СОШ №22 может быть
реализован в рамках урочной и внеурочной деятельности. МАОУ СОШ №22 вправе
наряду с календарным планом воспитательной работы проводить иные мероприятия
согласно рабочей программе воспитания МАОУ СОШ №22, по ключевым направлениям
воспитания и дополнительного образования детей.
Сентябрь:
1 сентября: День знаний;
3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День солидарности в борьбе с
терроризмом;
8 сентября: Международный день распространения грамотности;
10 сентября: Международный день памяти жертв фашизма.
Октябрь:
1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день музыки;
4 октября: День защиты животных;
5 октября: День учителя;
25 октября: Международный день школьных библиотек;
Третье воскресенье октября: День отца.
Ноябрь:
4 ноября: День народного единства;
8 ноября: День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников
органов внутренних дел России;
Последнее воскресенье ноября: День Матери;
30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации.
Декабрь:
3 декабря: День неизвестного солдата; Международный день инвалидов;
5 декабря: День добровольца (волонтера) в России;
9 декабря: День Героев Отечества;
12 декабря: День Конституции Российской Федерации.
Январь:
25 января: День российского студенчества;
27 января: День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады; День
освобождения Красной армией крупнейшего «лагеря смерти» Аушвиц-Биркенау
(Освенцима) – День памяти жертв Холокоста.
35
Февраль:
2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в
Сталинградской битве;
8 февраля: День российской науки;
15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами
Отечества;
21 февраля: Международный день родного языка; 23 февраля: День защитника Отечества.
Март:
8 марта: Международный женский день;
18 марта: День воссоединения Крыма с Россией;
27 марта: Всемирный день театра.
Апрель:
12 апреля: День космонавтики;
19 апреля: День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы
Великой Отечественной войны.
Май:
1 мая: Праздник Весны и Труда; 9 мая: День Победы;
19 мая: День детских общественных организаций России;
24 мая: День славянской письменности и культуры.
Июнь:
1 июня: День защиты детей;
6 июня: День русского языка;
12 июня: День России;
22 июня: День памяти и скорби;
27 июня: День молодежи.
Июль:
8 июля: День семьи, любви и верности.
Август:
Вторая суббота августа: День физкультурника;
22 августа: День Государственного флага Российской Федерации;
27 августа: День российского кино.
36