Практическая информатика 5-6 классы

Приложение № 19 к ООП ООО
МАОУ СОШ №22
(утверждено приказом № 306-од от 29.08.2025 г.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу
«Практическая информатика»
5-6 классы

Рабочая программа предназначена для изучения предмета «Информатика» в 5-6
классах. Рабочая программа составлена в соответствии с основной образовательной
программой основного общего образования МАОУ СОШ № 22 им. Героя Советского
Союза В.С. Маркова, программами по информатике для 5-6 класса «Информатика»
(автор: Л.Л. Босова).
Планируемые результаты освоения учебного предмета (личностные,
метапредметные и предметные)
Личностные результаты:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к
прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и
долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная
значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и
ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Интериоризация
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
(способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное
отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных
норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях
народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,
поведении, расточительном потребительстве. Сформированность ответственного
отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в
социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества,
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
(идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к
конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа
допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как
конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению
переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах.
2

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на
транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность
понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира;
способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации
в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры
своего Отечества, выраженной, в том числе в понимании красоты человека; потребность в
общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к
традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой
ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных
ситуациях.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,
коммуникативные)
1. Сформированность
межпредметных понятий, таких, как система, факт,
закономерность, феномен, анализ, синтез.
2. Совершенствование навыков работы с информацией, в том числе умений:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать
информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое
свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной
форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц,
графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных
конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:

• анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
 идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
 выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;
 ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
 формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
3

 обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач. Обучающийся сможет:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей
и составлять алгоритм их выполнения;
 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач;
 определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;
 выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов);
 выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы
для решения задачи/достижения цели;
 составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);
 определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной
задачи и находить средства для их устранения;
 описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде
технологии решения практических задач определенного класса;
 планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную
траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
 определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
 систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых
результатов и оценки своей деятельности;
 отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
 оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
 находить достаточные средства для выполнения учебных действий в
изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа
изменений
ситуации
для
получения
запланированных
характеристик
продукта/результата;
 устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности
предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных
характеристик продукта;
 сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения. Обучающийся сможет:
 определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
4

 свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя
из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
 оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
 фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
 наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность
и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
 соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы;
 принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
Познавательные УУД:
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся
сможет:
 подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и
свойства;
 выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;
 выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять
их сходство;
 объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
 выделять явление из общего ряда других явлений;
 строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям;
 строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом
общие признаки;
 излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой
задачи;
 самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать
и применять способ проверки достоверности информации;
 выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее
вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно
осуществляя причинно-следственный анализ;
 делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать
вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
 обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
 определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать
данные логические связи с помощью знаков в схеме;
 создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
 строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

5

 создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением
существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в
соответствии с ситуацией;
 преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область;
 строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный
ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется
алгоритм;
8. Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
 находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
 ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
 устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
 резюмировать главную идею текста;
 критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации. Обучающийся сможет:
 определять свое отношение к природной среде;
 прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на
действие другого фактора;
 распространять экологические знания и участвовать в практических делах по
защите окружающей среды;
 выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные
работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и
других поисковых систем. Обучающийся сможет:
 определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
 осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
 формировать множественную выборку из поисковых источников для
объективизации результатов поиска;
 соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
 определять возможные роли в совместной деятельности;
 играть определенную роль в совместной деятельности;
 принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:
мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы,
теории;
 определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
 строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;
6

 корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен);
 критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
 предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
 выделять общую точку зрения в дискуссии;
 договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей;
 организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
 устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или
 содержания диалога.
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью. Обучающийся сможет:
 определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые
средства;
 отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
 представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
 соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
 высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в
рамках диалога;
 принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
 создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием
необходимых речевых средств;
 использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения
смысловых блоков своего выступления;
 использовать
невербальные
средства
или
наглядные
материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
 делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после
завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее –ИКТ). Обучающийся сможет:
 целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые
для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
 выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для
передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в
соответствии с условиями коммуникации;
 выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать
модель решения задачи;
 использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление,
написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
7

 использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
 создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
 различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация,
информационный процесс, информационная система, информационная модель и
др.;
 различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам
ее представления на материальных носителях;
 раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в
системах различной природы;
 приводить примеры информационных процессов – процессов, связанные с
хранением, преобразованием и передачей данных – в живой природе и технике;
 классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;
 узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной
памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода),
характеристиках этих устройств;
 определять качественные и количественные характеристики компонентов
компьютера;
 узнает об истории и тенденциях развития компьютеров; о том как можно улучшить
характеристики компьютеров;
 узнает о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров.
Выпускник получит возможность:
 осознано подходить к выбору ИКТ–средств для своих учебных и иных целей;
 узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера.
Математические основы информатики
Выпускник научится:
 описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и
производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи
данных, оценивать время передачи данных;
 кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;
 оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник
данных: канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная
способность канала связи);
 определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту
кодируемого текста и кодовому алфавиту (для кодового алфавита из 2, 3 или 4
символов);
 определять длину кодовой последовательности по длине исходного текста и
кодовой таблице равномерного кода;
 записывать логические выражения, составленные с помощью операций «и», «или»,
«не» и скобок, определять истинность такого составного высказывания, если
известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний;
 определять количество элементов в множествах, полученных из двух или трех
базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;
 использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина
ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый
элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка,
удаление и замена элемента);
8

 описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание
термина «матрица смежности» не обязательно);
 познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее употребительными
современными кодами;
 использовать основные способы графического представления числовой
информации, (графики, диаграммы).
Выпускник получит возможность:
 познакомиться с примерами математических моделей и использования
компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической
моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью
объекта/явления и словесным описанием;
 узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит,
содержащий только два символа, например, 0 и 1;
 познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных
компьютерах и робототехнических системах;
 познакомиться с примерами использования графов, деревьев и списков при
описании реальных объектов и процессов;
 знакомиться с влиянием ошибок измерений и вычислений на выполнение
алгоритмов управления реальными объектами (на примере учебных автономных
роботов);
 узнать о наличии кодов, которые исправляют ошибки искажения, возникающие при
передаче информации.
Алгоритмы и элементы программирования
Выпускник научится:
 составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов;
 выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным,
графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и
др.);
 определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения
конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков);
 определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;
 использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать
разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
 выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы
управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные
на конкретном язык программирования с использованием основных управляющих
конструкций последовательного программирования (линейная программа,
ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);
 составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и
текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций
последовательного программирования и записывать их в виде программ на
выбранном языке программирования;
 выполнять эти программы на компьютере;
 использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины
(массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать
оператор присваивания;
 анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты
возможны при заданном множестве исходных значений;
 использовать логические значения, операции и выражения с ними;
 записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические
выражения и вычислять их значения.
9

Выпускник получит возможность:
 познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями
со строковыми величинами;
 создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;
 познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;
 познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер
управляет различными системами (роботы, летательные и космические аппараты,
станки, оросительные системы, движущиеся модели и др.);
 познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными
роботами и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой
среде.
Использование программных систем и сервисов
Выпускник научится:
 классифицировать файлы по типу и иным параметрам;
 выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать,
удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы);
 разбираться в иерархической структуре файловой системы;
 осуществлять поиск файлов средствами операционной системы;
 использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с
использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение
диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов; построение
диаграмм (круговой и столбчатой);
 использовать табличные (реляционные) базы данных, выполнять отбор строк
таблицы, удовлетворяющих определенному условию;
 анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
 проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием
логических операций.
Выпускник овладеет (как результат применения программных систем и интернетсервисов в данном курсе и во всем образовательном процессе):
 навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными
для работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов
(файловые менеджеры, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры,
поисковые системы, словари, электронные энциклопедии); умением описывать
работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии;
 различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т.
д.);
 приемами безопасной организации своего личного пространства данных с
использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
 основами соблюдения норм информационной этики и права;
 познакомится с программными средствами для работы с аудиовизуальными
данными и соответствующим понятийным аппаратом;
 узнает о дискретном представлении аудиовизуальных данных.
Выпускник получит возможность (в данном курсе и иной учебной деятельности):
 узнать о данных от датчиков, например, датчиков роботизированных устройств;
 практиковаться в использовании основных видов прикладного программного
обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы, браузеры и др.);
 познакомиться с примерами использования математического моделирования в
современном мире;
 познакомиться с принципами функционирования Интернета и сетевого
взаимодействия между компьютерами, с методами поиска в Интернете;
10

 познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная
информация, подкреплена ли она доказательствами подлинности (пример: наличие
электронной подписи); познакомиться с возможными подходами к оценке
достоверности информации (пример: сравнение данных из разных источников);
 узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют международные и
национальные стандарты;
 узнать о структуре современных компьютеров и назначении их элементов;
 получить представление об истории и тенденциях развития ИКТ;
 познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире;
 получить представления о роботизированных устройствах и их использовании на
производстве и в научных исследованиях.

11

Содержание учебного предмета по годам обучения
5 класс
Раздел 1. Информация вокруг нас
Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации
по способу получения.
Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители
информации.
Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации.
Электронная почта.
Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод
координат.
Формы представления информации. Текст как форма представления информации.
Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления
информации.
Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение
формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации.
Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам.
Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана
действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.
Раздел 2. Информационные технологии
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника
безопасности и организация рабочего места.
Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации
(текста, звука, изображения) в компьютер.
Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь,
указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши.
Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его
компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в
диалоговых окнах.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная
позиция пальцев на клавиатуре.
Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы
редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и
удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания,
расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет).
Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал
и др.).
Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее
форматирование и заполнение данными.
Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты
графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов.
Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление,
перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической
информации.
Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий
(сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций.
Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.

12

Раздел 3. Информационное моделирование
Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение
логических задач.
Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин.
Визуализация многорядных данных.
6 класс
Раздел 1. Информация вокруг нас
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное
мышление. Понятие как форма мышления.
Раздел 2. Информационные технологии
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника
безопасности и организация рабочего места.
Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные
правила именования файлов.
Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы
редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и
удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания,
расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет).
Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал
и др.).
Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее
форматирование и заполнение данными.
Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты
графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов.
Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление,
перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической
информации.
Раздел 3. Информационное моделирование
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния.
Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов.
Системы объектов.
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные
информационные модели. Простейшие математические модели.
Табличные информационные модели.
Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о
соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Раздел 4. Алгоритмика
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные
исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных
исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление
исполнителями с помощью команд и их последовательностей.
Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список,
таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и
повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках
математики и т.д.).
13

№ п/п
1

2

3
4

5

6

7

Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на изучение
каждой темы
5 класс
Тема
Количество
ЭОР/ЦОР
часов
Цели изучения курса информатики.
1
https://www.yaklass.ru/p
Техника безопасности и организация
/informatika/5рабочего места. Информация вокруг
klass/informatciiaнас
vokrug-nas-12068/kakmy-poluchaeminformatciiu-vidyinformatcii-12087
Компьютер — универсальная машина
1
https://www.yaklass.ru/p
для работы с информацией
/informatika/5klass/kompiuteruniversalnaia-mashinadlia-raboty-sinformatciei12067/ustroistvokompiutera-11934
Ввод
информации
в
память
1
https://www.yaklass.ru/p
компьютера. Вспоминаем клавиатуру
/informatika/5-klass
Управление компьютером.
1
https://www.yaklass.ru/p
Вспоминаем
приемы
управления
/informatika/5-klass
компьютером
Хранение информации. Создаем и
1
https://www.yaklass.ru/p
сохраняем файлы
/informatika/5klass/khranenieinformatcii-12071/vidypamiati-kompiutera12279
Передача информации
1
https://www.yaklass.ru/p
/informatika/5klass/peredachainformatcii13630/peredachainformatciielektronnaia-pochta12392
Электронная почта. Работаем
с
1
https://www.yaklass.ru/p
электронной почтой
/informatika/5klass/peredachainformatcii13630/peredacha14

8

В мире кодов. Способы кодирования
информации

1

9

Метод координат

1

10

Текст как форма представления
информации. Компьютер — основной
инструмент подготовки текстов

1

11

Основные
объекты
текстового
документа. Ввод текста. Вводим текст

1

12

Редактирование текста. Редактируем
текст

1

13

Работаем с фрагментами текста

1

14

Форматирование текста. Форматируем
текст

1

15

Структура таблицы. Создаем простые
таблицы

1

16

Табличное решение логических задач

1

15

informatciielektronnaia-pochta12392
https://www.yaklass.ru/p
/informatika/5klass/kodirovanieinformatcii12645/kodirovanie-idekodirovanieinformatcii-13837
https://interneturok.ru/le
sson/informatika/5klass/informatsiyavokrugnas/prakticheskayarabota-1-metodkoordinat-rabota-stablitsami-dvoichnoepredstavlenie-chisel
https://www.yaklass.ru/p
/informatika/5klass/tekstovaiainformatciia12073/tekstovyedokumenty-11935
https://lbz.ru/metodist/a
uthors/informatika/3/eor
5.php
https://lbz.ru/metodist/a
uthors/informatika/3/eor
5.php
https://lbz.ru/metodist/a
uthors/informatika/3/eor
5.php
https://lbz.ru/metodist/a
uthors/informatika/3/eor
5.php
https://www.yaklass.ru/p
/informatika/5klass/predstavlenieinformatcii-v-formetablitc-13631
https://lbz.ru/metodist/a
uthors/informatika/3/eor
5.php

Разнообразие
наглядных
форм
представления информации. От текста
к рисунку, от рисунка к схеме
Диаграммы. Строим диаграммы

1

19

Компьютерная графика. Графический
редактор Paint. Изучаем инструменты
графического редактора

1

20

Устройства
ввода
графической
информации. Работаем с графическими
фрагментами

1

21

Планируем
редакторе

22

Разнообразие
информации

17

18

работу

1

в

графическом

1

задач

обработки

1

23

Кодирование как изменение формы
представления информации

1

24

Систематизация информации. Создаем
списки

1

25

Поиск
информации.
информацию в сети Интернет

Ищем

1

26

Преобразование
информации
по
заданным правилам.
Выполняем вычисления с помощью
программы Калькулятор

1

16

https://lbz.ru/metodist/a
uthors/informatika/3/eor
5.php
https://lbz.ru/metodist/a
uthors/informatika/3/eor
5.php
https://www.yaklass.ru/p
/informatika/5klass/kompiuternaiagrafika-12074
https://www.yaklass.ru/p
/informatika/5klass/informatcionnyetekhnologii7279288/graficheskiiredaktor-ms-paint11933/re-e4f71ca630f0-4de5-9c49d6169e975920
https://www.yaklass.ru/p
/informatika/5klass/informatcionnyetekhnologii7279288/graficheskiiredaktor-ms-paint11933/re-e4f71ca630f0-4de5-9c49d6169e975920
https://lbz.ru/metodist/a
uthors/informatika/3/eor
5.php
https://lbz.ru/metodist/a
uthors/informatika/3/eor
5.php
https://lbz.ru/metodist/a
uthors/informatika/3/eor
5.php
https://lbz.ru/metodist/a
uthors/informatika/3/eor
5.php
https://lbz.ru/metodist/a
uthors/informatika/3/eor
5.php

27

Преобразование
рассуждений

путем

1

28

Разработка плана действий и его запись

1

29

Запись плана действий в табличной
форме
Создание движущихся изображений

1

Создаем анимацию по собственному
замыслу
Создаем слайд-шоу (выполнение и
защита итогового проекта)

1

Итоговое повторение.

1

30
31
32-33

34

информации

17

https://lbz.ru/metodist/a
uthors/informatika/3/eor
5.php

1

2

https://lbz.ru/metodist/a
uthors/informatika/3/eor
5.php

6 класс

№ п/п
1

2

3

4

5

6

7

8

Количество
часов

Тема
Цели изучения курса
Техника безопасности и
рабочего места. Объекты
мира
Компьютерные объекты.
основными
объектами
системы

информатики.
организация
окружающего
Работаем с
операционной

1

1

Файлы и папки. Размер файла. Работаем с
объектами файловой системы

1

Разнообразие отношений объектов и их
множеств.
Отношение является элементом множества.
Отношения между множествами

1

Отношение входит в состав. Повторяем
возможности графического редактора —
инструмента
создания
графических
объектов
Отношение является разновидностью.
Классификация объектов
Классификация компьютерных объектов.
Повторяем возможности текстового
процессора — инструмента создания
текстовых объектов

1

1

1

Системы объектов. Разнообразие систем.
Состав и структура системы
1

9

Система и окружающая среда. Система как
черный ящик. Знакомимся с графическими
18

1

ЭОР/ЦОР
https://www.yaklass.ru/p
/informatika/6klass/obektyotnosheniia-obektovraznovidnosti-obektov-isistemy-obektov-13741
https://www.yaklass.ru/p
/informatika/6klass/kompiuternyeobekty-13605
https://www.yaklass.ru/p/i
nformatika/6klass/kompiuternyeobekty-13605
https://www.yaklass.ru/p/i
nformatika/6klass/obekty-otnosheniiaobektov-raznovidnostiobektov-i-sistemyobektov-13741/obektyotnosheniia-obektov6688492
https://lbz.ru/metodist/aut
hors/informatika/3/eor6.p
hp
https://lbz.ru/metodist/aut
hors/informatika/3/eor6.p
hp
https://www.yaklass.ru/p/i
nformatika/6klass/obekty-otnosheniiaobektov-raznovidnostiobektov-i-sistemyobektov-13741/obektyotnosheniia-obektov6688492
https://www.yaklass.ru/p/i
nformatika/6klass/obekty-otnosheniiaobektov-raznovidnostiobektov-i-sistemyobektov-13741/sistemyobektov-6705874
https://lbz.ru/metodist/aut
hors/informatika/3/eor6.p
hp

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

возможностями текстового процессора
Персональный компьютер как система.
Создаем компьютерные документы

1

Как мы познаем окружающий мир. Создаем
компьютерные документы (продолжение)

1

Понятие как форма мышления. Как
образуются понятия.
Конструируем и исследуем графические
объекты

1

Определение понятия.
Конструируем и исследуем графические
объекты

1

Информационное моделирование как метод
познания. Создаем графические модели

1

Словесные информационные модели.
Словесные описания (научные,
художественные). Создаем словесные
модели

1

Математические модели. Создаем
многоуровневые списки

1

Табличные информационные модели.
Правила оформления таблиц. Создаем
табличные модели

1

Решение логических задач с помощью
нескольких таблиц. Вычислительные
таблицы. Создаем вычислительные
таблицы в текстовом процессоре

Зачем нужны графики и диаграммы.
Наглядное представление процессов
изменения величин.
Создаем модели — графики и диаграммы

19

1

1

https://lbz.ru/metodist/aut
hors/informatika/3/eor6.p
hp
https://lbz.ru/metodist/aut
hors/informatika/3/eor6.p
hp
https://www.yaklass.ru/p/i
nformatika/6klass/teoreticheskieosnovy-informatiki7279381/formypoznaniia-abstraktnoemyshlenie-6638850
https://www.yaklass.ru/p/i
nformatika/6klass/teoreticheskieosnovy-informatiki7279381/poniatie6702231
https://lbz.ru/metodist/aut
hors/informatika/3/eor6.p
hp
https://www.yaklass.ru/p/i
nformatika/6klass/informatcionnoemodelirovanie13604/modeli-obektov13461
https://lbz.ru/metodist/aut
hors/informatika/3/eor6.p
hp
https://www.yaklass.ru/p/i
nformatika/6klass/informatcionnoemodelirovanie13604/modeli-obektov13461
https://www.yaklass.ru/p/i
nformatika/6klass/tablichnyeinformatcionnye-modeli13872/ispolzovanietablitc-dlia-resheniiazadach-14447
https://www.yaklass.ru/p/i
nformatika/6klass/grafiki-idiagrammy13967/grafiki-idiagrammy-sozdanie-

20

21

22

23

Наглядное представление о соотношении
величин.
Создаем модели — графики и диаграммы
(продолжение)
Многообразие схем.
Создаем модели — схемы, графы и деревья
Информационные модели на графах.
Использование деревьев при решении задач

1

1

1

Что такое алгоритм
1

24

Исполнители вокруг нас
1

25

Формы записи алгоритмов
1

26

Линейные алгоритмы.
Создаем линейную презентацию Часы
1

27

28

Алгоритмы с ветвлениями.
Создаем презентацию с гиперссылками.
Времена года

1

Алгоритмы с повторениями. Создаем
циклическую презентацию Скакалочка
1

29

30

31

Знакомство с исполнителем Чертежник.
Пример алгоритма управления
Чертежником
Чертежник учится, или Использование
вспомогательных алгоритмов

1

1

Конструкция повторения
1

32-33
34

Выполнение и защита итогового проекта
Итоговое повторение
20

2
1

diagramm-na-kompiutere13536
https://lbz.ru/metodist/
authors/informatika/3/e
or6.php
https://lbz.ru/metodist/
authors/informatika/3/e
or6.php
https://lbz.ru/metodist/
authors/informatika/3/e
or6.php
https://www.yaklass.ru
/p/informatika/6klass/algoritmy14002/formy-zapisialgoritmov-13583
https://lbz.ru/metodist/aut
hors/informatika/3/eor6.p
hp
https://lbz.ru/metodist/aut
hors/informatika/3/eor6.p
hp
https://www.yaklass.ru/p/i
nformatika/6klass/algoritmy14002/tipy-algoritmov13610
https://www.yaklass.ru/p/i
nformatika/6klass/algoritmy14002/tipy-algoritmov13610
https://www.yaklass.ru/p/i
nformatika/6klass/algoritmy14002/tipy-algoritmov13610
https://lbz.ru/metodist/
authors/informatika/3/e
or6.php
https://lbz.ru/metodist/
authors/informatika/3/e
or6.php
https://lbz.ru/metodist/
authors/informatika/3/e
or6.php


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».