Муниципальное образование
Серовский муниципальный округ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №22
им. Героя Советского Союза В.С. Маркова
Утверждаю:
Директор МАОУ СОШ №22
____________Т.Г. Широких
Приказ от 30.01.2025 №42-од
ПОЛОЖЕНИЕ
о профильном обучении
г. Серов, 2025
1. Общие положения.
1.1. Настоящее положение регулирует особенности приема обучающихся, содержания и
организации образовательных отношений в профильных классах при получении среднего
общего образования
МАОУ СОШ №22 (далее – образовательная организация).
Положение разработано в соответствии с нормативными документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования, утвержденным приказом Министерства Просвещения Российской
Федерации от 12.08.2022 №732;
Федеральной образовательной программой среднего общего образования,
утвержденной приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от
18.05.2023 №371;
Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 02.09.2020г.
№458 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»;
Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. №1669-ПП
«Об утверждении Порядка организации индивидуального отбора при приеме
либо переводе в государственные образовательные организации Свердловской
области и муниципальные образовательные организации для получения
основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением
отдельных учебных предметов или для профильного обучения»;
Постановление Правительства Свердловской области от 23.12.2024 № 927-ПП «О
внесении изменения в Порядок организации индивидуального отбора при
приеме либо переводе в государственные образовательные организации
Свердловской области и муниципальные образовательные организации для
получения основного общего и среднего общего образования с углубленным
изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения,
утвержденных постановлением Правительства Свердловской области от
27.12.2013 № 1669-ПП;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 22.03.2021
№115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
–
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»;
Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 06.04.2023
№240 «Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода
обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную
деятельность по образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие
образовательную
деятельность
по
образовательным
программам
соответствующих уровня и направленности»;
Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 05.10.2020
№546 «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об
основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов»;
Уставом МАОУ СОШ №22 (с изменениями).
2
1.2. Положение о классах профильного обучения принимается на Педагогическом совете
образовательной организации с учетом мнения совета обучающихся и совета родителей,
утверждается приказом директора образовательной организации.
1.3. Дополнения и изменения в положение о профильном обучении можно вносить один
раз в год перед набором нового класса профильного обучения в том же порядке, в котором
принимали положение.
1.4. Профиль является способом введения обучающихся в ту или иную общественнопроизводственную практику; это комплексное понятие, не ограниченное ни рамками
учебного плана, ни заданным набором учебных предметов, изучаемых на базовом или
углубленном уровне, ни образовательным пространством школы.
1.5. При определении профилей обучения, реализуемых образовательной организацией,
основными условиями являются:
социальный запрос (в том числе учет индивидуальных потребностей);
кадровые возможности;
материальная база;
перспективы получения профессионального образования выпускниками.
1.6. Профильное обучение может быть организовано по следующим направлениям:
гуманитарному;
социально-экономическому;
естественно-научному;
технологическому;
универсальному.
1.7. Основные цели и задачи классов профильного обучения:
обеспечение социализации личности;
предоставление обучающимся оптимальных условий для получения среднего
общего образования;
обеспечение непрерывности среднего общего образования;
обеспечение расширенного уровня овладения знаниями и умениями по
профилирующим дисциплинам;
создание условий для развития творческих способностей обучающихся в
соответствии с их интересами и наклонностями;
осуществление профилизации, воспитание устойчивого интереса к избранному
профилю.
2. Содержание и организация деятельности в профильных классах.
2.1. Образовательная деятельность в профильных классах осуществляется в соответствии
с целями и задачами, определенными Уставом образовательной организации.
2.2. Организация образовательной деятельности осуществляется образовательной
организацией самостоятельно. Учебный план на уровне среднего общего образования
формируется в соответствии с ФГОС СОО и ФОП СОО.
2.3. Нагрузка обучающихся в профильном классе не должна превышать максимального
объема учебной нагрузки, установленной федеральным компонентом государственного
стандарта общего образования, а также требований санитарных норм и правил.
3
2.4. Углубленное изучение отдельных предметов, соответствующих профилю обучения,
ведется по программам, разработанным в соответствии с федеральными
образовательными программами Минпросвещения России, и должны гарантировать
обучающимся углубленный уровень содержания, соответствующий государственному
общеобразовательному стандарту по данному предмету.
2.5. Преподавание других учебных предметов в профильном классе ведется по
программам, соответствующим базовому уровню содержания среднего общего уровня
образования. Сокращение количества часов на их изучение, обозначенных в федеральном
учебном плане, не допускается.
2.6. Профили ФГОС СОО:
Естественно-научный профиль ориентирует на такие сферы деятельности, как
медицина, биотехнологии и др. В данном профиле для изучения на углубленном
уровне выбираются учебные предметы идополнительные курсы преимущественно из
предметной области «Естественно-научные предметы».
Гуманитарный профиль ориентирует на такие сферы деятельности, как
педагогика, психология, общественные отношения и др. В данном профиле для изучения
на углубленном уровне выбираются учебные предметы преимущественно из
предметных областей «Русский язык и литература», «Общественно-научные предметы»
и «Иностранные языки».
Социально-экономический профиль ориентирует на профессии, связанные с
социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, с такими
сферами деятельности, как управление, предпринимательство, работа с финансами и др.
В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные
предметы преимущественно из предметных областей «Математика и информатика»,
«Общественно-научные предметы».
Технологический профиль ориентирован на производственную, инженерную и
информационную сферы деятельности, поэтому в данном профиле для изучения на
углубленном уровне выбираются учебные предметы и элективные курсы
преимущественно из предметных областей «Математика и информатика» и
«Естественно-научные предметы».
Универсальный профиль ориентирован, в первую очередь, на обучающихся,
чей выбор «не вписывается» в рамки заданных выше профилей. При этом
образовательная организация самостоятельно определяет 2 учебных предмета, изучаемых
на углубленном уровне.
2.7. Профиль класса предусматривает изучение не менее 2 учебных предметов на
углубленном уровне из соответствующего профилю обучения предметной области и (или)
смежной с ней предметной области.
2.8. Выбранный образовательной организацией профиль указывается в учебном плане
школы.
2.9. Режим занятий обучающихся при профильном обучении определяется учебным
планом и расписанием занятий.
2.10. Знания обучающихся по учебным предметам, изучаемых на углубленном уровне,
при проведении в профильном классе промежуточной аттестации оцениваются в
соответствии с положением о системе оценивания и порядке проведения текущей и
промежуточной аттестации обучающихся.
4
2.11. Государственная итоговая аттестация по завершении среднего общего образования в
профильных классах проводится в соответствии с Порядком проведения государственной
итоговой аттестации, нормативными актами Минпросвещения России.
3. Порядок индивидуального отбора обучающихся в профильные классы.
3.1.
Образовательная организация при осуществлении индивидуального отбора
обучающихся в профильный класс обязана обеспечить соблюдение прав граждан на
получение образования, установленных законодательством Российской Федерации,
создать условия гласности и открытости в работе приемных комиссий, обеспечить
объективность оценки способностей и склонностей обучающихся.
3.2. Образовательная организация самостоятельно определяет форму, содержание и
систему оценивания индивидуального отбора обучающихся при приеме (переводе) в
профильный класс с обязательным размещением данной информации на официальном
сайте образовательной организации.
3.3. Организация индивидуального отбора обучающихся в класс (классы) профильного
обучения осуществляется с десятого класса.
3.4. Для организации и проведения индивидуального отбора обучающихся в профильные
классы образовательной организацией ежегодно создаются приемная и конфликтная
комиссии.
3.5. Приемная комиссия создается для осуществления индивидуального отбора
обучающихся в профильные классы. Приемная комиссия принимает решение о
зачислении по итогам индивидуального отбора обучающихся.
3.6. В целях обеспечения независимости, объективности и открытости проведения
индивидуального отбора обучающихся при формировании приемной и конфликтной
комиссий, образовательной организацией обеспечивается возможность участия в их
работе представителей учредителя и (или) уполномоченного им органа управления, а
также представителей различных форм самоуправления данной образовательной
организации. Состав приемной и конфликтной комиссий утверждается локальным
нормативным актом образовательной организации с обязательным размещением данной
информации на официальном сайте образовательной организации не позднее 14 дней до
даты начала проведения индивидуального отбора.
3.7. Обучающиеся, успешно прошедшие индивидуальный отбор, зачисляются в
образовательную организацию приказом директора, на основании решения приемной
комиссии, и представляют документы, установленные правилами приема образовательной
организации.
3.8. В случае несогласия с решением приемной комиссии родители (законные
представители) обучающегося имеют право не позднее чем в течение двух рабочих дней
после дня ознакомления с результатами направить апелляцию путем подачи письменного
заявления в конфликтную комиссию, созданную в образовательной организации, в
которой обучающийся проходил индивидуальный отбор, в порядке, установленном
локальным нормативным актом.
3.9. Информирование обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся
о квоте (с учетом государственного или муниципального задания), установленной для
5
приема (перевода) обучающихся, сроках проведения индивидуального отбора
обучающихся, месте подачи заявлений родителями (законными представителями)
обучающихся, перечне документов, предъявляемых для участия в индивидуальном отборе
обучающихся, и процедуре индивидуального отбора осуществляется образовательной
организацией, в том числе через официальный сайт и информационные стенды
образовательной организации, не позднее 40 дней до даты начала проведения
индивидуального отбора. Дополнительное информирование может осуществляться через
средства массовой информации.
3.10. Родители (законные представители) обучающихся подают заявление на имя
руководителя образовательной организации.
3.11. Организация индивидуального отбора обучающихся в класс (классы) профильного
обучения осуществляется по результатам успеваемости, с учетом прохождения
государственной итоговой аттестации по предметам, соответствующих профилю
обучения, а также с учетом результатов участия в конкурсных мероприятиях
интеллектуальной направленности.
3.11.1. В случае несоответствия предметов по выбору ГИА профилю обучения проводится
внутренний экзамен по предметам, соответствующих профилю обучения.
3.11.2. Форма и содержание внутреннего экзамена по предметам, соответствующих
профилям обучения, ежегодно определяется и утверждается методическим советом
школы.
3.12. При равных результатах индивидуального отбора учитывается средний балл
ведомости успеваемости (или аттестата об основном общем образовании), исчисляемый
как среднее арифметическое суммы промежуточных (или итоговых) отметок.
3.13. Преимущественным правом в класс профильного обучения обладают следующие
категории обучающихся:
1) победители и призеры Всероссийских, муниципальных и региональных олимпиад по
учебным предметам либо предметам профильного обучения;
2) участники региональных конкурсов научно-исследовательских работ или проектов по
учебному предмету, изучаемому углубленно, или предметам профильного обучения;
3) обучающиеся, принимаемые в образовательную организацию в порядке перевода из
другой образовательной организации, если они получали основное общее или среднее
общее образование в классе с углубленным изучением соответствующих отдельных
учебных предметов либо в классе соответствующего профильного обучения;
4) дети, прошедшие индивидуальный отбор, лиц, принимающих, принимавших участие в
специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной
Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской
области, или граждан Российской Федерации, призванных на военную службу по
мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года №647 «Об объявлении
частичной мобилизации в Российской Федерации» (в рамках квоты, определяемой
образовательной организацией самостоятельно, но не менее 10% от числа мест,
установленных для приема в соответствующий класс)».
3.14. Зачисление обучающихся осуществляется на основании протокола приемной
комиссии по результатам индивидуального отбора и оформляется приказом руководителя
образовательной организации не позднее 10 дней до начала учебного года.
6
3.15. Информация об итогах индивидуального отбора и зачисления доводится до
обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся посредством
размещения на официальном сайте и информационных стендах образовательной
организации не позднее 3 дней после даты зачисления.
3.16. При поступлении в класс профильного обучения обучающиеся, их родители
(законные представители) должны быть ознакомлены со всеми документами,
регламентирующими образовательную деятельность в образовательной организации.
3.17. За обучающимися классов профильного
классы другого профиля (при их наличии и
осуществляется на основании заявления
обучающегося и решения уполномоченного
организации.
обучения сохраняется право перевода в
при наличии свободных мест). Перевод
родителей (законных представителей)
коллегиального органа образовательной
3.18. Комплектование классов профильного обучения производится независимо от места
проживания обучающихся.
3.19. Документы, представляемые для участия в индивидуальном отборе:
3.19.1. Индивидуальный отбор обучающихся осуществляется по личному заявлению
родителей (законных представителей) обучающегося (Приложение 1) при предъявлении
оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя),
либо оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина в
Российской Федерации в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля
2002 года №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской
Федерации".
В заявлении родителями (законными представителями) обучающегося указываются
следующие сведения:
1) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) обучающегося;
2) дата и место рождения обучающегося;
3) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) родителей (законных
представителей) обучающегося;
4) класс профильного обучения, для приема либо перевода в который организован
индивидуальный отбор обучающихся;
5) обстоятельства, указанные в пункте 3.13. настоящего положения, свидетельствующие о
наличии преимущественного права зачисления обучающегося в класс профильного
обучения (с представлением оригиналов документов).
3.19.2. Аттестат об основном общем образовании.
3.19.3. Для организации индивидуального отбора обучающихся в класс профильного
обучения при приеме или переводе из другой образовательной организации
дополнительно представляют копию личного дела обучающегося, заверенную
руководителем образовательной организации, в которой ребенок обучался ранее.
Иностранные граждане и лица без гражданства все документы представляют на русском
языке или вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык.
Копии предъявляемых при приеме документов хранятся в образовательной организации
на время обучения обучающегося.
7
3.20. Обучающиеся 10-х профильных классов, имеющие академическую задолженность по
итогам года по профильным учебным предметам, могут быть условно переведены в 11
класс по решению Педагогического совета школы, приказом директора образовательной
организации.
3.21. При переводе обучающегося в течение учебного года из одной образовательной
организации в другую, рассмотрение документов и проведение собеседования с таким
обучающимся при наличии свободных мест осуществляется в течение пяти рабочих дней
с момента подачи родителями (законными представителями) обучающегося заявления и
документов, предусмотренных пунктом 3.19. настоящего Положения.
3.22. Отчисление из профильных классов осуществляется по основаниям и в порядке,
установленном Федеральным Законом от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
4. Кадровое и финансовое обеспечение деятельности профильных классов.
4.1. Финансирование деятельности профильных классов осуществляется из средств,
выделяемых учредителем образовательной организации в соответствии с муниципальным
заданием.
4.2. Оказание дополнительных образовательных услуг образовательной организацией,
имеющей в своем составе профильные классы, осуществляется в соответствии с
Федеральным Законом от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
4.3. Для оказания образовательной организацией дополнительных образовательных услуг
могут привлекаться внебюджетные средства в соответствии с действующим
законодательством.
4.4 Педагогическим и руководящим работникам, обеспечивающим преподавание
профильных предметов, может быть установлена доплата в пределах фонда оплаты труда.
4.5. Образовательная деятельность в профильных классах осуществляется наиболее
опытными и квалифицированными педагогами не ниже первой квалификационной
категории (по данному профилю).
8
Приложение 1 к Положению
о профильном обучении,
утвержденного Приказом от 30.01.2025 №42-од
Директору МАОУ СОШ №22
_____________________________
_____________________________
(ФИО родителя (законного представителя)
_________________________________
(контактные данные (телефон)
ЗАЯВЛЕНИЕ.
Прошу
разрешить
участие
моего
(ей)
сына
(дочери)__________________________________
______________________________________________________________, (ФИО ребенка)
дата
рождения
_______________________,
место
рождения
____________________________, зарегистрированного (проживающего) по адресу
_____________________________________________________________________________
в индивидуальном отборе для получения среднего общего образования по профилю:
_____________________________________________________________________________
(гуманитарный, технологический, социально – экономический, естественно - научный,
универсальный)
Дополнительно указываю:
- средний балл аттестата об основном общем образовании - ______ (сосчитать сумму всех
отметок и разделить на количество предметов, округлить по правилам
математического округления до десятых долей, например, 4,8);
- результаты государственной итоговой аттестации в форме основного государственного
экзамена, (указывается первичный балл и отметка) по:
Обязательно для всех:
Русский язык - Отметка ____
Математика - Отметка ____
Предметы, выбранные для углубленного (профильного) изучения:
______________________________________ Отметка ____
(название предмета, количество баллов)
______________________________________ Отметка ____
(название предмета, количество баллов)
______________________________________ Отметка ____
(название предмета, количество баллов)
- результаты защиты индивидуального итогового проекта на уровне основного общего
образования____баллов
преимущественное
право
для
зачисления:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Наличие потребности ребенка в обучении по адаптированной образовательной программе
и
(или)
создании
специальных
условий
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
К заявлению прилагаю:
1. ________________________________ на _ л. в _ экз.
9
2.
3.
4.
5.
________________________________ на _ л. в _ экз.
________________________________ на _ л. в _ экз.
________________________________ на _ л. в _ экз.
________________________________ на _ л. в _ экз.
___________________________
(дата, подпись)
Даю согласие на обработку моих персональных данных и персональных данных моего
ребенка в объеме, указанном в заявлении и прилагаемых документах, с целью
организации его обучения и воспитания при оказании муниципальной услуги.
_______________ ______________________
(дата, подпись)
С Положением об организации обучения в профильных классах, Учебным планом
среднего общего образования на ________________________учебные года ознакомлен (а).
_______________ ______________________
(дата, подпись)
10