Положение ИБЦ

Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 22
им. Героя Советского Союза В.С. Маркова

Утверждено
Приказом от 21.01.2025 №34-од
Директор __________ Т.Г. Широких

ПОЛОЖЕНИЕ
о школьном информационно-библиотечном центре
Муниципального автономного общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы № 22
им. Героя Советского Союза В.С. Маркова

Серов, 2025

I. Общие положения
1.1 Положение «О школьном информационно-библиотечном центре
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы № 22 им. Героя Советского Союза В.С.
Маркова» (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным
законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273- ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» и является основой деятельности
школьного информационно-библиотечного центра.
1.2. В своей деятельности школьный информационно-библиотечный
центр руководствуется:
- Указами Президента России, федеральным законом от 29 декабря
1994 года № 78- ФЗ «О библиотечном деле»;
- частью IV раздела VII «Права на результаты интеллектуальной
деятельности и средства индивидуализации» Гражданского Кодекса
Российской Федерации;
- федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации,
информационных технологиях и о защите информации»;
- Уставом муниципального автономного общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы № 22 им. Героя
Советского Союза В.С. Маркова (далее – Школа);
- другими нормативными правовыми актами Российской Федерации,
регламентирующими
деятельность
организаций,
осуществляющих
образовательную деятельность.
1.3. Школьный информационно-библиотечный центр участвует в
образовательной деятельности для обеспечения права участников
образовательных отношений на бесплатное пользование доступными
образовательными
ресурсами
информационно-образовательного
пространства школы, города, региона, федерации.
1.4. Школьный информационно-библиотечный центр обеспечивает
доступ к образовательным ресурсам на бумажном и электронном носителе,
локальной сети школы, к ресурсам сети интернет.
1.5. Деятельность школьного информационно-библиотечного центра
основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности,
приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного
развития личности.
1.6. Пользователями школьного информационно-библиотечного центра
являются все участники образовательных отношений.
2

II. Цель и задачи школьного информационно-библиотечного
центра
2.1. Ведущей целью деятельности школьного информационнобиблиотечного центра является обеспечение доступности и удовлетворение
информационно-образовательных потребностей участников образовательных
отношений, организация коллективного выстраивания нового знания и
освоения новых способов работы с информацией, формирование
инновационных практик организации образовательной деятельности в
условиях информатизации.
2.2. Задачи школьного информационно-библиотечного центра:
2.2.1. Обеспечение участникам образовательных отношений доступа к
информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством
использования
библиотечно-информационных
ресурсов
общеобразовательного учреждения.
2.2.2. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в
социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала.
2.2.3.
Формирование
навыков
независимого
библиотечного
пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценки информации.
2.2.4.
Совершенствование
предоставляемых
информационнобиблиотечным центром услуг на основе внедрения новых информационных
технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов,
формирование комфортной библиотечной среды.
2.2.5. Создание в общеобразовательном учреждении информационнобиблиотечной среды как сферы воспитания и образования со специальными
библиотечными и информационными средствами.
III. Основные функции школьного информационно-библиотечного
центра
3.1. Ведущей функцией школьного информационно-библиотечного
центра является обеспечение единой точки доступа ко всем
информационным ресурсам образовательной организации.
3.2. Школьный информационно-библиотечный центр выполняет для
пользователей следующие функции:
- справочно-информационную,
- образовательную,
- фондообразующую.
3.3.
Справочно-информационная
функция
направлена
на
удовлетворение информационных запросов по различным отраслям знаний.
3

3.4. Образовательная функция направлена на удовлетворение
информационно- образовательных потребностей обучающихся, организацию
коллективной работы по выстраиванию нового знания и освоению новых
способов работы в сети Интернет.
3.5. Фондообразующая функция направлена на накопление и
разработку электронных образовательных ресурсов, пополнение фондов на
различных носителях.
IV. Организация
библиотечного центра

деятельности

школьного

информационно-

4.1. Наличие укомплектованной библиотеки в образовательной
организации обязательно.
4.2. Структура школьного информационно-библиотечного центра:
абонемент, читальный зал, книгохранилище, мультимедиа зона для
коллективной работы, компьютерная зона для индивидуальной работы
пользователей, копировально-множительный участок.
4.3. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на
основе информационно-библиотечных ресурсов в соответствии с учебными и
воспитательными планами образовательной организации, программами,
проектами и планом работы библиотеки.
4.5.
В
целях
обеспечения модернизации информационнобиблиотечного центра в условиях информатизации образования и в пределах
средств, выделяемых
учредителями,
образовательная организация
обеспечивает информационно-библиотечный центр:
- гарантированным финансированием комплектования библиотечноинформационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);
- необходимыми служебными и производственными помещениями в
соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике
безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности,
запыленности
помещения,
коррозионно-активных
примесей
или
электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН;
- современной оргтехникой и необходимыми программными
продуктами;
- ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования
информационно-библиотечного центра;
- библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.

4

4.6. Образовательная организация создает условия для сохранности
аппаратуры, оборудования и имущества информационно-библиотечного
центра.
4.7. Ответственность за систематичность и качество комплектования
основного фонда информационно-библиотечного центра, комплектование
учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и
учебно-методических изданий, создание необходимых условий для
деятельности информационно-библиотечного центра несет руководитель
образовательной организации.
4.8.
Режим
работы
информационно-библиотечного
центра
определяется педагогом-библиотекарем центра в соответствии с правилами
внутреннего распорядка образовательной организации. При распределении
режима работы информационно-библиотечного центра предусмотрено:
- два часа рабочего времени выделять на выполнение внутри
библиотечной работы;
- одного раза в месяц – санитарного дня, в который обслуживание
пользователей не производится.
- не менее одного раза в месяц - методического дня.
4.9.
В
целях
обеспечения
рационального
использования
информационных ресурсов в работе с детьми и юношеством
информационно-библиотечный
центр
образовательной
организации
взаимодействует с библиотеками города и района.
V. Права и обязанности школьного информационно-библиотечного
центра
5.1. Школьный информационно-библиотечный центр имеет право:
- самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей
деятельности в соответствии с задачами и функциями, определенными
Положением об информационно-библиотечном центре;
- самостоятельно определять источники комплектования своих
информационных ресурсов;
- изымать и реализовывать документы из своих фондов в соответствии
с порядком исключения документов, согласованным с руководителем
образовательной организации, и в соответствии с действующим
законодательством;
- определять в соответствии с Правилами пользования информационнобиблиотечным центром виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного
пользователями информационно-библиотечным центром;
5

- входить в библиотечные объединения в установленном действующим
законодательством порядке;
- участвовать на конкурсной или иной основе в реализации
федеральных, региональных и международных программ развития
библиотечного дела.
5.2. В обязанности школьного информационно-библиотечного центра
входит:
- соблюдать государственные библиотечные стандарты и нормативы;
- обслуживать пользователей в соответствии с действующим
законодательством, данным положением и Правилами пользования
школьным информационно- библиотечным центром;
- отражать в своей деятельности сложившееся в обществе
идеологическое и политическое многообразие.
5.3 Школьный информационно-библиотечный центр отчитывается
перед директором образовательной организации и органами государственной
статистики в порядке, предусмотренном действующим законодательством и
учредительными документами.
VII.
Права
и
обязанности
информационно-библиотечного центра

пользователей

школьного

7.1. Пользователи школьного информационно-библиотечного центра
имеют право:
- получать полную информацию о составе библиотечного фонда,
информационных
ресурсах
и
предоставляемых
информационнобиблиотечным центром услугах;
пользоваться
справочно-библиографическим
аппаратом
информационно-библиотечного центра;
- получать консультационную помощь в поиске и выборе источников
информации;
- получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале
печатные издания и другие источники информации;
- получать тематические, уточняющие и библиографические справки на
основе фонда библиотеки;
- получать консультационную помощь в работе с информацией на
традиционных носителях при пользовании электронным и иным
оборудованием;
- участвовать в мероприятиях, проводимых информационнобиблиотечным центром.
6

7.2. Пользователи школьного информационно-библиотечного центра
обязаны:
- соблюдать правила пользования информационно-библиотечного
центра;
- бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не
загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным
документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;
- поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе
информационно-библиотечного центра, расположения карточек в каталогах,
картотеках;
- пользоваться ценными и справочными документами только в
помещении информационно-библиотечного центра;
- убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при
обнаружении проинформировать об этом работника информационнобиблиотечного центра. Ответственность за обнаруженные дефекты в
сдаваемых документах несет последний пользователь;
- расписываться в читательском формуляре за каждый полученный
документ (исключение: учащиеся 1-4 классов);
- возвращать документы в информационно-библиотечный центр в
установленные сроки.
7.3. Ответственность пользователей школьного информационнобиблиотечного центра:
- пользователи школьного информационно-библиотечного центра
несут ответственность за использование цифрового контента в соответствии с
Российским законодательством, за безопасную работу в сети Интернет в
соответствии с правилами работы с информационными ресурсами школьного
информационнообразовательного
пространства
и
сетевого
образовательного ресурса города и региона;
- пользователи обязаны соблюдать Правила пользования школьным
информационно-библиотечным центром;
- пользователи, нарушившие Правила пользования школьным
информационно- библиотечным центром и причинившие ущерб,
компенсируют его в размере, установленном Правилами пользования
школьным информационно-библиотечным центром, а также несут иную
ответственность в случаях, предусмотренных Правилами пользования
школьным информационно-библиотечным центром и действующим
законодательством.
7.4. Порядок пользования школьного информационно-библиотечного
центра:
7

- запись учащихся школы в информационно-библиотечный центр
производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке,
педагогических и иных работников школы, родителей (иных законных
представителей) учащихся – по паспорту;
- перерегистрация пользователей информационно-библиотечного
центра производится ежегодно;
- документом, подтверждающим право пользования информационнобиблиотечным центром, является читательский формуляр;
- читательский формуляр фиксирует факт выдачи пользователю
документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
7.5. Порядок пользования абонементом школьного информационнобиблиотечного центра:
- пользователи имеют право получать на дом из многотомных изданий
не более двух документов одновременно;
- максимальные сроки пользования документами:
- учебники, учебные пособия – на год;
- научно-популярная, познавательная, художественная – 15 дней,
- периодические издания, издания повышенного спроса – 3 дня;
- пользователи могут продлить срок пользования документами, если на
них отсутствует спрос со стороны других пользователей.
7.6. Порядок пользования читальным залом:
- документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не
выдаются;
- энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в
единственном экземпляре документы выдаются только для работы в
читальном зале.
VIII. Заключительные положения
8.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом,
принимается на педагогическом совете, утверждается приказом директора
школы;
8.2. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок;
8.3. После принятия Положения (или изменений и дополнений
отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция
автоматически утрачивает силу.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».