Русский язык и культура русской речи 10 класс

Приложение № 20 к ООП СОО
МАОУ СОШ №22
им. Героя Советского Союза В.С. Маркова
(утверждено приказом № 311-од от 30.08.2024 г.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу
«Русский язык и культура русской речи»
10 класс

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ
ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РУССКОЙ РЕЧИ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Требования к предметным результатам освоения базового курса русского языка
должны отражать:
1) сформированность понятий об основных требованиях к риторической деятельности,
условия успешной коммуникативной деятельности;
2) сформированность понятий о риторических параметрах текста, о сферах красноречия
(академическая, военная, бытовая, политическая, дипломатическая, деловая, юридическая,
церковная и др.);
3) сформированность понятий о жанрах риторического монолога и диалога (ораторика,
беседа, переговоры, спор), основные признаки и особенности каждого жанра;
4) сформированность понятий о риторических и культурноречевых аспектах анализа
образцовых текстов; стратегии и тактике речевого поведения, критериях выбора речевого
жанра в ситуациях межличностного общения;
5) сформированность понятий об основных риторических средствах русского языка;
6)сформированность основных понятий теории этикета и особенности современного
русского этикета;
7) владение умением разговаривать, соблюдая нормы русского языка (в пределах
школьной программы);
8) владение умением писать, соблюдая правила оформления русской письменной речи;
учитывать в своей речевой деятельности особенности функциональных стилей и
риторических жанров, специфику речевой ситуации;
9) владение умением творчески и осмысленно использовать чужие тексты в процессе
собственного речетворчества;
10) владение умением понимать и анализировать русскую устную и письменную речь
(с точки зрения содержания и риторического мастерства автора); оценивать текст по
следующим показателям: логичность, эмоциональность, композиционная стройность,
система аргументации, используемые риторические приемы, выразительные средства;
11) владение умением диагностировать (рецензировать) и редактировать тексты;
12) владение умением применять законы, правила и приемы эффективного речевого
воздействия; владеть умениями, связанными с целеполаганием в речи.
13) сформированность умения свободно владеть русским языком с учетом стиля, жанра
и иных существенных факторов; использовать риторические приемы усиления слова;
14) сформированность умения проводить экспресс-анализ устного и письменного
текста как речевого поступка;
15) сформированность понимания важности творческих заимствований из образцовых
текстов для формирования собственной речевой культуры.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Риторика как наука о речевом воздействии (воздействии путем создания
коммуникативно эффективного текста). Риторика и науки о языке (стилистики русского
языка, культура речи и др.). Риторика и смежные науки (психология, литературоведение,
логика, этика, эстетика и др.). Современная и классическая риторика. Отечественная и
зарубежная риторика. Основные этапы развития отечественной и зарубежной риторики.
Основные разделы современной риторики.
Культура русской устной и письменной речи. Коммуникативные качества речи:
нормативность (правильность, точность, чистота, уместность) и выразительность
(богатство, ясность, краткость, логичность, эмоциональность, индивидуальность и др.).
Культура общения как ведущий компонент общей культуры личности.
Нормы современного русского литературного языка. Особенности устной и
письменной речи. Орфоэпия и правописание (практическое совершенствование навыков).
Литературное редактирование текста.
Риторика как содержательная основа эффективных технологий общения. Общая и
частные риторики. Сферы красноречия (академическая военная, политическая, бытовая,
дипломатическая и др.).
Риторические жанры. Риторический монолог — информирующая и убеждающая
речь. Риторический канон: изобретение, расположение оформление, запоминание
(подготовка конспекта, плана, тезисов), инсценирование (исполнение), анализ
выступления. Субъекты риторической деятельности (оратор и аудитории). Композиция
риторического текста. Основной тезис и аргументация. Риторическая стратегия и тактика.
Риторические приемы и уловки в ораторике.
Риторический диалог (беседа, переговоры, спор). Риторический канон в
диалогических жанрах. Субъекты риторической деятельности в диалогических жанрах
(оппонент, партнер, собеседник, слушатели, ведущий). Основной тезис и аргументация,
риторическая стратегия и тактика в диалогических жанрах. Риторические приемы и
уловки в диалогических жанрах.
Широкое понимание диалога как превращенной формы общения между
культурами и поколениями. Национальные и исторические особенности риторической
деятельности. Риторическая деятельность как реализация в речи личностных установок:
этос — логос пафос как условие риторического успеха.
Риторические средства русского языка: фигуры и тропы в риторическом тексте.
Редактирование и совершенствование’ риторического текста. Имидж ритора. Методика
риторического анализа текста.
Эффективное и бесконфликтное общение. Русский речевой этикет. Функции
этикета. Этикетные ситуации, формулы, роли, сигналы и темы. Социальная оценка
неэтикетного поведения. Национальное и общечеловеческое в этикете. Историческое
развитие этикета.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п/п

Колво
часов

Наименование разделов и тем программы

1-2
2
Риторика - наука о речевом воздействии (вместо введения)
ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ - 2
3-4
2
Нормативность и выразительность
Понятие речевой нормы. Нормативность речи.
5-6

2

Выразительность речи.

7-8
2
Качества образцовой речи.
ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ - 6
9
1
Языковые средства риторики. Риторические фигуры
10
1
Тропы
ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ - 2
11
1
Спор
Риторический жанр «Спор». Виды спора.
12
1
Подготовка к спору.

13
14

1
1

15
16
17
18
19

1
1
1
1
1

1
1
1
1

29
30

1
1

https://testedu.ru/te
st/literatura/11klass/?ysclid=l7reh
https://testedu.ru/te
st/literatura/11klass/?ysclid=l7reh

https://testedu.ru/
test/literatura/11klass/?ysclid=l7re
ht0oup73732367

Ведение спора по сути.
Просмотр и анализ записи дискуссионной телепередачи
«Культурная революция» «Школа учит не тому».
Интеллектуальные уловки в споре.
Психологические уловки в споре.
Аргументы к слушателям.
Ведение спора в специальных условиях.
Просмотр и анализ записи дискуссионной телепередачи «Кому
нужна интеллигенция?» («НТВэшники»)
Практикум. Учебный спор.

202
21
22
1
Тестирование по теме «Спор»
ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ- 12
232
Переговоры
24
Риторический жанр «переговоры».
Ведение переговоров.
25
26
27
28

Электронные
(цифровые)
образовательны
е ресурсы

Интеллектуальные уловки в переговорах.
Психологические уловки в переговорах.
Ведение переговоров в специальных условиях.
Риторический практикум. Просмотр и анализ фрагмента
фильма со сценой переговоров.
Практикум «Переговоры».
Тестирование по теме «Переговоры»

https://testedu.ru/
test/literatura/11klass/?ysclid=l7re
ht0oup73732367

ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ - 8
312
Речевой этикет
32
Этикетные темы, сигналы, роли.
Беседа как этикетный жанр.
Дружеская непринуждённая беседа.
Светская и деловая беседа.
ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ - 4
ИТОГО: 34
3334

2

https://www.youtu
be.com/watch?v=3
3A72lbp3AY


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».