Русское правописание 10-11 классы

Приложение № 20 к ООП СОО
МАОУ СОШ №22
им. Героя Советского Союза В.С. Маркова
(утверждено приказом № 311-од от 30.08.2024 г.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу
«Русское правописание: орфография и
пунктуация»
10-11 классы

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММЫ

НА

УРОВНЕ

В ходе изучения предмета «Русское правописание: орфография и пунктуация»
обучающиеся должны знать/понимать
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая
норма, культура речи;
•
орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного
языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной,
официально-деловой сферах общения;
уметь
•
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания
с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных
коммуникативных задач;
•
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и
уместности их употребления;
аудирование и чтение
•
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительнореферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
•
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных
текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе
представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
•
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания
различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных
дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
•
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка;
•
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка;
•
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в
том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
•
использовать основные приемы информационной переработки устного и
письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
•
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности
народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
•
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной
деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой
деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и
речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за
собственной речью.
•
•

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
10 КЛАСС
Особенности письменного общения.
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство
двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности:
говорение (передача смысла с помощью речевых сигналов в устной форме) — слушание
(восприятие речевых сигналов, принятых на слух); письмо (передача смысла с помощью
графических знаков) — чтение (смысловая расшифровка графических знаков). Формы
речевого общения: письменные и устные.
Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания.
Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли
(букв, знаков препинания, дефиса, пробела); ориентация на зрительное восприятие текста
и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к
написанному, совершенствования текста и т. д. Формы письменных высказываний и их
признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения (разные типы), конспекты, планы, рефераты и т. п.
Возникновение и развитие письма как средства общения.
Орфография.
Основные понятия орфографии: буква, фонетическая транскрипция, графика,
алфавит, соотношение звуков и букв в слове, значения букв е, ё, ю, я, правила переноса
слов, принципы написаний, правила орфографии, орфограмма, отличительные признаки
нормативных написаний, орфографическая задача, алгоритм применения правил
орфографии.
Орфография как система правил правописания.
Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского
правописания.
Некоторые сведения из истории русской орфографии.
Роль орфографии в письменном общении людей, ее возможности для более точной
передачи смысла речи.
Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные
способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы,
схема, таблица, алгоритм и др.
Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1)
правописание морфем («пиши морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и
раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже —
через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы
имена собственные, с малой — нарицательные»); 4) перенос слова («переноси слова по
слогам»).
Правописание морфем.
Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного
написания морфем — ведущий принцип русского правописания (морфематический).
Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и
согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного
слова.
Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в
заимствованных словах.
Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и и в корне после
приставок); понятие о фонетическом принципе написания.
Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас- // -кос-, -лаг-// -лож-, -бир-//-бер-,
-тир-//-тер-, -стил- // -стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса -а-); 2) -раст-//-

рос-, -скак-// скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гар- // -гор-, -твар- //
твор-, -клан- // -клон-, -зар-// -зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и
неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере//ре, ело// ле.
Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых,
удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические
трудности (доска — дощатый, очки — очечник).
Правописание иноязычных словообразовательных элементов (-лог, -фил, гео-, -фон
и т. п.).
Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными
принципами написания: 1) приставки на з/с — фонетический принцип; 2) все остальные
приставки (русские и иноязычные по происхождению) — морфологический принцип
написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок при- и пре-.
Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах
разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе
правильного написания суффиксов.
Типичные суффиксы имен существительных и их написание: -арь-, -тель-, -ник-, изн(а), -есть- (-ость-), -ени(е) и др. Различение суффиксов -чик- и -щик- со значением
лица. Суффиксы -ек- и -и/с-, -ец- и -иц- в именах существительных со значением уменьшительности.
Типичные суффиксы прилагательных и их написание: -оват-(-еват-), -евит-, -лив-, -чив~, чат-, -ист-, -оньк- (-еньк-) и др. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-; -к- и -ск- в
именах прилагательных. Особенности образования сравнительной степени и превосходной
степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.
Типичные суффиксы глагола и их написание: -и-, -е-, -а-, -ка-, -ва-, -ирова-, -ича-, ану- и др. Различение на письме глагольных суффиксов -ова- (-ева-) и -ыва-(-ива-).
Написание суффикса -е-или -и- в глаголах с приставкой обез-/обес- (обезлесеть — обезлесить); -ться и -тся в глаголах.
Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса
причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на
письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени (посеять
— посеявший — посеянный).
Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в
прилагательных, образованных от существительных или глаголов.
Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание
окончаний слов разных частей речи.
Различение окончаний -е и -и в именах существительных. Правописание личных
окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и
причастий.
Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых
находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании;
правописание ы и и после ц; употребление разделительных ъ и ь.
Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский);
написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке
морфем; употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке
морфем.
Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ
морфемно-словообразовательных моделей слов.
Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.
Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем.
Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей
для объяснения правильного написания слов.
Прием поморфемной записи слов (рас-чес-ыва-ющ-ий, не-за-пятн и нп ый, масл-ян-

ист-ого, о-цепл-ени-е) и его практическая значимость.
Слитные, дефисные и раздельные написания.
Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и
грамматического анализа слова при выборе правильного написания.
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы.
Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с
разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).
Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и
раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении
некоторых наречий.
Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и
орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого,
отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.
Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные,
наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных
слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий — много обещающий).
Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.
Работа со словарем «Слитно или раздельно?».
Написание строчных и прописных букв.
Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной
буквы.
Работа со словарем «Строчная или прописная?».
11 КЛАСС
Речевой этикет в письменном общении.
Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевая ситуация и употребление
этикетных форм извинения, просьбы, благодарности, приглашения и т. п. в письменной
речи.
Речевой этикет в частной и деловой переписке. Из истории эпистолярного жанра в
России. Зачины и концовки современных писем, обращения к адресату, письменные
формы поздравления, приглашения, приветствия.
Особенности речевого этикета при дистанционном письменном общении (SMSсообщения, электронная почта, телефакс и др.)
Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях
на тематических чатах Интернета.
Пунктуация.
Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания.
Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение
пунктуации — расчленять письменную речь для облегчения ее понимания. Принципы
русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.
Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и
пунктуация.
Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки
препинания, знаки завершения.
Разделы русской пунктуации: 1) знаки препинания в конце предложения; 2) знаки
препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного
предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в
связном тексте.
Основные понятия пунктуации: знак препинания, конечные знаки препинания,
неконечные знаки препинания, сфера применения неконечных знаков препинания,

принцип пунктуации, правила пунктуации, отличительные признаки нормативных знаков
препинания, пунктуационная задача, алгоритм применения правил.
Знаки препинания в конце предложения.
Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений. Границы
предложения, отражение ее на письме. Употребление точки, вопросительного и
восклицательного знака в конце предложения. Выбор знака препинания с учетом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.
Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака.
Знаки препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге.
Знаки препинания внутри простого предложения.
Система правил данного раздела пунктуации.
Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и
сказуемым. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих
предложений.
Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и
интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация
перечисления.
Однородные члены, не соединенные союзом. Однородные члены, соединенные
неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные повторяющимися
союзами. Однородные члены, соединенные двойными союзами. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.
Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантикограмматической и интонационной характеристики предложения и его окружения
(контекста).
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные
особенности предложений с обособленными членами.
Обособленные
определения
распространенные
и
нераспространенные,
согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая
конструкция. Грамматико-пунктуационные отличия причастного и деепричастного
оборотов.
Обособление приложений.
Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и
деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с
обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном
падеже.
Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными
дополнениями.
Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме
уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.
Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборотом. Сопоставительный
анализ случаев выделения и невыделения в письменной речи оборота со значением
сравнения.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами
предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными
словами. Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов
предложения. Уместное употребление в письменной речи разных смысловых групп
вводных слов.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями.
Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи.
Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных,
вопросительно-восклицательных слов (нет уж, что ж, как же, что же и др.).
Знаки препинания между частями сложного предложения.

Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды
сложных предложений.
Знаки
препинания
между
частями
сложносочиненного
предложения.
Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся
знаки тире, запятая и тире, точка с запятой.
Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного
предложения.
Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в
бессоюзном сложном предложении.
Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более
частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Знаки
препинания при сочетании союзов.
Сочетание знаков препинания.
Знаки препинания при передаче чужой речи.
Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные
способы оформления на письме цитат.
Знаки препинания в связном тексте.
Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью,
общей стилистической направленностью и единым эмоциональным настроем. Поиски
оптимального пунктуационного варианта с учетом контекста. Авторские знаки.
Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение
текста.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№ п/п
1
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.6
2.7
3
4

Итого:

Наименование разделов и тем программы
Особенности письменного общения

Количеств
о часов
2

Орфография
Орфография как система правил правописания.
Основные понятия орфографии.
Правописание корней
Правописание приставок
Правописание суффиксов
Правописание окончаний
Орфографические правила, требующие
различения морфем, в составе которых находится
орфограмма.
Слитные,
дефисные и раздельные написания
Написание строчных и прописных букв.
Русское правописание: орфография. Повторение и
систематизация изученного.
Итоговый зачёт. Анализ работ

53
2

Текущий контроль

4

9
5
9
5
8
13
2
7
2

68

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://resh.edu.ru/subject/1
3/10/
https://resh.edu.ru/subj
ect/13/10/
https://resh.edu.ru/subj
ect/13/10/
https://resh.edu.ru/subj
ect/13/10/
https://resh.edu.ru/subj
ect/13/10/
https://resh.edu.ru/subject/1
3/10/
https://resh.edu.ru/subj
ect/13/10/
https://resh.edu.ru/subj
ect/13/10/
https://resh.edu.ru/subject/1
3/10/

11 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество
часов

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Речевой этикет в письменном общении

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

3

Пунктуация.
Пунктуация как система правил
расстановки знаков препинания.
Основные понятия пунктуации.

1

https://edu.skysmart.ru/homework
/new?subject=4

4

Знаки
препинания
предложения.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

1-2

в

конце

5-6

Тире между подлежащим и сказуемым.

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

7-9

Тире в неполном предложении.

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

10-12

Знаки препинания при однородных
членах предложения.

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

13-15

Знаки препинания в предложениях с
обобщающими словами при
однородных членах.
Знаки препинания в предложениях с
обособленными определениями.

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

19-21

Знаки препинания в предложениях с
обособленными приложениями.

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

22-24

Знаки препинания в предложениях с
обособленными обстоятельствам

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

25-27

Знаки препинания в предложениях с
обособленными дополнениями

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

28-30

Знаки препинания при конструкции с
союзом как.

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

31-33

Знаки препинания в предложениях
При сравнительном обороте.

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

34-37

Знаки препинания при словах,
грамматически не связанных с членами
предложения.
Виды сложных предложений. Знаки
препинания
в
сложносочинённом
предложении.

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

16-18

38-41

42-45

Знаки
препинания
сложноподчинённом предложении.

в

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

46-49

Знаки
препинания
сложноподчинённом предложении
несколькими придаточными.

в
с

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

50-53

Знаки препинания в
сложном предложении.

бессоюзном

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

54-56

Знаки препинания в предложении с
разными видами связи

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

57-58

Знаки препинания при передаче чужой
речи.
Прямая и косвенная речь. Оформление
на письме прямой речи и диалога.
Разные способы оформления на письме
цитат.

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

59

Знаки препинания в связном тексте.
Авторские знаки. Абзац как
пунктуационный знак, передающий
структурно-смысловое членение
текста.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

Контрольная работа.

2

Анализ контрольной работы

1

Итого

62

Текущий контроль

6

Общее количество часов по программе

68

60-61
62


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».